РОССИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И МИРОВЫЕ СТАНДАРТЫ


Если во времена железного занавеса о признании за рубежом дипломов советских вузов и соответствия их мировым стандартам задумывались лишь немногие, то теперь этот вопрос широко обсуждается. Автор предлагаемого материала проректор Всероссийской Академии внешней торговли, профессор В.М.Безденежных, считает, что знания, полученные выпускниками многих российских вузов не уступают, а порой и превосходят знания их зарубежных коллег. Хотелось бы, чтобы таких российских специалистов становилось больше, и они поднимали бы престиж не только своего вуза, но и России.

Появившиеся в последние годы в отечественной прессе рассуждения о том, что российская высшая, а в особенности высшая экономическая, школа нежизнеспособна в новых хозяйственных условиях и не соответствует мировым стандартам, не во всем соответствуют действительности. Дело в том, что как такового мирового стандарта не существует. Здесь можно говорить о целом ряде подходов к высшему образованию, которые практикуются в мире, но они достаточно условны и применимы только в конкретных странах. С большей уверенностью можно отметить существование национальных стандартов, которыми руководствуются вузы. Подходы к формированию учебных программ и планов могут различаться даже в вузах одной страны, поскольку многие из них имеют достаточно долгую историю своего существования, свои традиции и обычаи.

Если говорить об уровне высшего образования в Российской Федерации, то не стоит заверять, что он ниже, чем в других странах. А утверждение о том, что выпускники отечественных вузов не имеют никаких реальных знаний и поэтому не могут работать за рубежом по специальности, является мифом. Вопрос о непризнании дипломов выпускников наших вузов в других странах часто суб'ективный. Здесь уместно заметить, что даже дипломы вузов США могут не признаваться, если они не удовлетворяют определенным критериям. Таким образом, главным является вопрос признания, а не соответствия общим требованиям или стандартам.

Для Российской Федерации важно наличие общего стандарта (и такой государственный стандарт высшего профессионального образования утвержден Правительством Российской Федерации в августе 1994 года Ред.). Это позволит избежать немыслимой самодеятельности, которая существует сейчас по данной проблеме, и обеспечить относительное равенство вузов, как элементов образовательной системы страны. Нельзя исключать и того, что есть вузы с устаявшейся высокой репутацией, а есть малоизвестные. Последние в кон'юнктурной борьбе проигрывают, хотя это не означает, что уровень подготовки в них обязательно должен быть ниже, чем в престижных. Сейчас для рынка образования характерно то, что некоторые отечественные вузы имеют достаточно высокий рейтинг за рубежом и их выпускники, как правило, освобождаются от сдачи экзаменов, подтверждающих квалификацию при трудоустройстве за рубежом. Признание приходит к вузу не сразу, оно формируется его сотрудниками и выпускниками. На каком-то этапе может даже начать формироваться лоббирующая группа, которая будет оказывать прямую или косвенную поддержку выпускникам вуза. Иной способ обеспечения соответствия вуза мировым стандартам назвать достаточно сложно.

Сравнивая отечественную практику преподавания с зарубежной , можно отметить более высокий уровень, который характерен для российских вузов. За рубежом преподавание ведется, как правило, по принципу упрощения материала. Поэтому студенты российских вузов отмечают, что преподаватели, приезжающие из-за рубежа, часто пытаются научить тому, о чем наши студенты знают из курса старшей школы.

Выпускники сегодняшней российской высшей школы успешно выдерживают конкурсный отбор и занимают высокие ответственные посты во многих крупных западных фирмах. Общение с кадровыми службами фирм показывает, что порой происходит существенная замена иностранных специалистов на российскими (с оплатой того же уровня), причем не только в нашей стране, но и за рубежом.

О высокой квалификации российских специалистов, на наш взгляд, свидетельствуют и увеличение среди слушателей высших учебных заведений, например, в Академии внешней торговли, представителей иностранных фирм и компаний из Финляндии, Голландии, Франции, Великобритании и других стран, обучающихся по полной программе и получающих российский государственный диплом. Как видно, процесс фактического признания российских вузов и их выпускников международным рынком потребителей развивается и набирает силу.

Записал В. Данилов