Письменное

творчество

О развитии письменной речи

Учителям начальных классов хорошо известно, что дети делают меньше ошибок в диктантах, чем в изложениях и сочинениях. И это понятно. Ведь в диктанте учащиеся дословно записывают диктуемые предложения, и их внимание целиком сосредоточено на применении орфографических правил. В то время как в изложениях и сочинениях ученикам приходится думать о содержании и стиле того, о чем они пишут, и, естественно, внимание к орфографии снижается.

Своим опытом, как обьединить эти два процесса, делится Валентина МИЛЕШКИНА, учитель московской школы # 126.

Подготовительная работа

Для достижения этой цели я пользуюсь так называемым свободным диктантом1. Его сущность заключается в том, что диктуемая часть делится на логически законченные части, которые учащиеся не в состоянии запомнить дословно, однако, запомнив мысли и образы диктуемого, они свободно, своими словами могут передать их на бумаге.

Свободный диктант удовлетворяет требованию творческого письма: дети постепенно приобретают навык воспринимать и самостоятельно излагать те мысли, которые содержатся в диктуемом отрывке; он может быть использован для проверки усвоенных орфограмм; может иметь форму предупредительного диктанта.

При свободном диктанте дети, передавая текст своими словами, имеют возможность избежать тех слов, в правописании которых они сомневаются. Но опыт работы показывает, что они в значительной степени воспроизводят слова подлинника. Поэтому слова, трудные для написания, нужно записать на доске, и, кроме того, учащиеся могут спрашивать учителя, как пишутся те или иные слова. Дети к этому виду работы проявляют большой интерес, следовательно, он должен занять соответствующее место в работе учителя.

Вот требования, предьявляемые к материалу для свободного диктанта:

1. Текст, отобранный для диктовки, должен быть доступен пониманию детей и интересен им.

2. Содержание текста должно расширять кругозор детей.

3. Желательно, чтобы он был связан с темами уроков обьяснительного чтения.

Работу со свободным диктантом провожу следующим образом:

1. Читаю весь текст.

2. Несколькими вопросами уточняю его содержание и основную мысль.

3. Подробно обьясняю все новые слова.

4. Читаю текст по законченным логическим частям, состоящим из двух-трех предложений.

5. Обьясняю детям, что не надо стараться непременно запомнить все слова, надо понять смысл прочитанного отрывка и записать его своими словами.

Дети записывают текст последовательно часть за частью.

Еще одним видом работ, подготавливающим детей к изложению, является составление письменных ответов на вопросы к прочитанному рассказу, упражнению, статье, басне.

Работа эта значительно облегчена по сравнению с обычным изложением, наличием вопросов и возможностью обращаться во время письма к тексту произведения, так как учащиеся пишут свои ответы при открытых книгах.

Вот требования, предьявляемые к тексту:

1. Он должен быть ценным в образовательном или воспитательном отношении.

2. Должен быть стилистически граммотным, так как служит образцом для письменной речи учащихся.

3. Должен быть так построен, чтобы его содержание можно было легко передать в сокращенном виде.

Вопросы, на которые учащиеся самостоятельно будут писать ответы, следует сформулировать так, чтобы ученик мог свободно дать на каждый из них ответ, состоящий из одного, двух или трех предложений. Кроме того, вопросы должны быть построены так, чтобы ответы учащихся составили короткий связный рассказ.

Работа над изложением

Работа над изложением прочитанного текста является неотьемлемой частью работы по развитию речи в начальной школе.

Изложение имеет свои особенности и задачи:

1. В изложении дети учатся правильно и полно излагать чужие мысли, выраженные в форме рассказа, статьи, басни.

2. Дети непосредственно на литературных образах учатся правилам построения рассказа, предложения, умению выбрать точное слово и использовать различные изобразительные средства языка.

Таким образом, воспроизведение оригинала является характерной чертой работы над изложением. Однако это воспроизведение ни в коем случае не может и не должно основываться на механической памяти. Ведь изложение приучает детей к большой логической работе, состоящей вначале из анализа произведения (его содержания, идеи, языка), а затем из его осознанного воспроизведения.

Вот некоторые требования, которые я предьявляю к детским изложениям:

1. Ученик должен правильно передать содержание того произведения, которое он излагает, не упуская ничего существенного и не добавляя того, чего нет в произведении.

В детском изложении должна быть четко выражена главная мысль (идея) рассказа. Поэтому на уроке, подготавливающем к изложению, я тщательно разбираю с детьми произведение, вскрывая его содержание при помощи вопросов, и выясняю главную мысль.

Очень важно приучить детей вдумчиво выяснять логические связи, заложенные в произведении:

- что является в рассказе самым главным;

- какие причины вызвали события;

- почему совершен тот или иной поступок;

- как следует оценить поведение действующего лица;

- какие чувства возникают при чтении рассказа.

После такого разбора учащиеся сознательно овладевают содержанием и осмысленно излагают его.

2. Рассказ ученика должен быть правильно построен.

Почти все произведения, предлагаемые для учащихся, имеют три основные части: вступление, изложение основного содержания и заключение.

Следует особенно подчеркнуть роль изложения как упражнения, приобщающего детей к лучшим образцам языка. Высокохудожественные тексты, написанные мастерами слова и затем письменно пересказанные детьми, способствуют формированию правильных речевых навыков, очищают речь, повышают ее культуру, прививают художественный вкус, развивают языковое чутье.

В этом смысле изложение полезно именно рядом с сочинением, так как последнее всегда несет в себе опасность некоторого влияния диалектов и просторечия. Изложение может предшествовать сочинению на близкую тему. Например, готовя учащихся к сочинению на тему "В лес за грибами", я провожу изложение, в котором есть описание леса, грибов, что, несомненно, повышает качество сочинений, так как дети могут опереться на опыт мастера, писателя (например, можно использовать рассказ В.Солоухина "Третья охота"). Учащиеся усваивают образы, идейное содержание излагаемых произведений или отрывков из них, их композицию, словарь.

Самый простой вид изложения - подробный, близкий к тексту пересказ (по вопросам или плану) небольшого рассказа или отрывка, имеющего сюжет.

Такие изложения я провожу во всех классах. Ведь даже в период обучения грамоте дети могут записать отдельные слова или небольшие предложения. Позднее они пишут небольшие связные тексты из двух-трех предложений, составленные ими по прочитанному, на основе вопросов учителя или по наблюдению.

По мере продвижения в учебе первоклассники пишут все большие по обьему изложения, и к концу первого полугодия они уже могут написать текст из 10-12 слов.

Работу с изложением провожу следующим образом:

1. Чтение текста самими учащимися 2 раза.

2. Беседа по содержанию: о ком здесь рассказано? (Вопросы к беседе по анализу содержания составляются так, чтобы ответы на них исключали повторение предложений из оригинала.)

3. Словарная работа.

4. Орфографическая подготовка.

5. Устный пересказ по плану или вопросам учителя.

6. Пересказ всего текста.

7. Продолжение орфографической подготовки: трудные слова и словосочетания записываются на доске.

Учащиеся пишут изложение, учитель следит за работой каждого и оказывает индивидуальную помощь.

Наконец, организуется самопроверка. Очень важно приучить к ней детей уже в 1-м классе.

Во 2-м и 3-м классах работа над подобным изложением усложняется: подбирая текст, я предусматриваю ознакомление школьников с новыми для них особенностями в области логики, лексики, синтаксиса, композиции текста, с повествованием, элементами описания. Затем, проанализировав текст, я намечаю работу с учащимися:

1. Сообщение цели. Перед учащимися ставится задача передать сюжет близко к тексту оригинала.

2. Чтение. После каждого абзаца делается небольшая пауза. Интонируются предложения. Для письменного изложения дается текст "Четыре правила" по К.Паустовскому.

3. Коллективное составление плана. План может иметь два варианта:

первый вариант - цитаты, повествовательные предложения;

второй вариант - назывные предложения.

Первый вариант легче второго, так как он может служить опорой в работе над предложением (особенно первый и четвертый пункты).

4. Самостоятельное составление фрагментов текста по пунктам плана.

5. Орфографическая работа над словами.

Хотя подробное, близкое к тексту изложение и считается сравнительно легким упражнением, но оно проводится и в 3-м, и в последующих классах.

Сжатые изложения

Сжатые изложения вводятся во 2-м классе, продолжая усложняться, проводятся в 3-м и в последующих классах.

Ход подготовительной работы:

1. Учитель, а чаще сами дети прочитывают текст 1-2 раза.

2. После этого в ходе коллективной беседы выявляется главное - то, что обязательно надо отметить в сжатом пересказе, и то, что можно опустить.

Следовательно, на первых порах нужна серьезная устная подготовка; она проводится на уроках чтения.

Предлагая учащимся написать сжатое изложение, нужно предоставить им возможность проявить максимум самостоятельности в отборе главного и деталей. Во 2-м и 3-м классах иногда проводят сжатые изложения деловых статей.

Творческие изложения

Письменные изложения с творческими изменениями и дополнениями представляют собой продолжение устной работы. Наиболее удобны для письменного оформления пересказы от лица рассказчика или одного из персонажей. Примером такого изложения целого рассказа может служить текст Е.Пермяка "Пичугин мост", где дети излагают его или от лица дедушки, или от лица Васи. В обоих случаях сюжетной перестройки не требуется. Но психологический подход к изложению событий здесь различен.

Так, готовя детей к пересказу от лица Васи Пичугина, я даю понять им, что Вася, рассказывая о своей работе, по скромности умолчит о многом: он наверняка не скажет, что мостик стали называть его фамилией - Пичугин мост. Поэтому может быть изменено и само заглавие рассказа - просто "Мост". Несколько больших изменений и дополнений потребует изложение от лица дедушки: он не поскупится на теплые слова, похвалит своего внука.

Изложения с творческими дополнениями полезно иногда задавать третьеклассникам на дом, давая им несколько дней на обдумывание сюжета.

Работа над сочинением

Еще одним видом творческих работ является сочинение, которое в школе занимает особое место: ему в известной степени подчинены другие речевые упражнения. Оно служит эффективным средством воспитания, возбуждает эмоции, приучает детей осмысливать и оценивать виденное и пережитое, развивает наблюдательность; требует самостоятельности школьника, активности, увлеченности, внесения чего-то своего, личного, в текст; способствует становлению личности учащегося. Выбор слов, оборотов речи и предложений, обдумывание композиции рассказа, отбор материала, установление логических связей, проверка орфографии - весь этот комплекс действий требует от ребенка высокого напряжения его творческих сил.

Школьники любят сочинение за творческий характер, за то, что в нем можно проявить самостоятельность, написать свое.

В зависимости от источников сочинения делятся, во-первых, на сочинения о пережитом, виденном, слышанном самими учениками; во-вторых, сочинения на книжном материале, по картине, фильму, спектаклю и другим источникам опосредованного опыта; в-третьих, сочинения, где используется материал разных источников, например, в сочинении "Перелетные птицы нашего края" школьники используют наряду с книжными сведениями и свои наблюдения.

Особо следует отметить сочинения на основе творческого воображения: по сюжетной картине, по заданному началу или концу текста, импровизация сказок и т.п.

По степени самостоятельности, по методам подготовки различаются сочинения коллективные, проводимые на общую для всего класса тему и требующие в большей или меньшей степени общеклассной подготовки, и индивидуальные.

По жанрам, как уже говорилось, связные тексты делятся на повествования, описания и рассуждения, причем чаще всего встречаются сочинения повествовательные, с элементами описания и рассуждения.

По стилю сочинения разделяются на эмоционально-образные и деловые. Первые - это преимущественно рассказы о событиях и описания природы; вторые - записи по наблюдениям, планы, отчеты, деловые описания, обьявления, математические задачи и т.п.

Сочинения могут классифицироваться и по тематическим группам: природа нашей Родины; труд взрослых и детей в нашей стране; профессии в городе, деревне и т.д.

Тема - это предмет сочинения, то, о чем в нем говорится. Она определяет отбор материала, фактов, явлений, признаков, которые в сочинении отражены. От того, как сформулирована тема учителем, как подведены школьники к ее пониманию, зависит правильность и полнота сочинения. Причем нужно учесть, что тема и заглавие сочинения не всегда совпадают. Так, тема "Первые признаки весны" может быть озаглавлена "Добро пожаловать, весна!", "Весна идет..." и т.п. Дети любят яркие, меткие, образные заглавия.

Тема всегда связана с идеей. Идея - это мысль писателя, выраженная им в художественных образах.

Сочинения по картине

Сочинения по картине должны занимать большое место в работе по развитию речи. Дети очень любят рассматривать картины, потому что они возбуждают не только их мысли, но и чувства, действуют на воображение.

Эту работу я начинаю обычно с небольшой беседы, которая иногда нужна для пояснений, помогающих лучше воспринять картину, но чаще служит для того, чтобы вызвать в сознании детей понятия, близкие к содержанию картины, известные им из жизненного опыта и книг.

Затем я предлагаю им рассмотреть картину - это наиболее ответственная работа. Сначала дети самостоятельно рассматривают ее, и именно в этот момент, под свежим впечатлением, они живо и непосредственно воспринимают и общее настроение картины, и ее содержание, выраженное в художественных образах.

Вслед за этим учащиеся рассматривают картину вместе с учителем. Моя задача заключается в том, чтобы дети заметили не только общую часть картины, ее сюжет, но и все подробности, с помощью которых создается художественный образ. Только после этого происходит полное восприятие картины, и дети вполне усваивают ее содержание.

Теперь важно, чтобы дети изложили это содержание в должной последовательности. Для этого намечается план сочинения (обычно составляется коллективно).

Таким образом, урок строится по следующей схеме:

1. Краткая вступительная беседа.

2. Самостоятельное рассматривание картины.

3. "Чтение" картины вместе с учителем и словарная работа.

4. Составление плана сочинения.

5. Устный рассказ по картине.

6. Сочинение.

Обязательно нужно выписать на доске слова, трудные для написания.

Сочинения о пережитом

Детские переживания дают богатый материал для сочинения, причем дети с удовольствием рассказывают о том, что они видели или испытали. Задача учителя заключается в том, чтобы ввести этот рассказ в определенные рамки и обеспечить последовательность изложения. Это достигается предварительной беседой, цель которой - помочь детям определить материал своего сочинения и его размеры.

Сочинения-описания

Большое место отводится работам по описанию природы, основанным на собственных наблюдениях детей.

Такие сочинения должны проводиться регулярно. Кроме образовательных целей, которые достигаются при этом, они еще ценны тем, что учат детей пользоваться собственными наблюдениями и обобщать их.

В этом случае для более глубокого и содержательного познания слова, помимо организации непосредственного восприятия описываемых явлений, применяю ряд приемов.

На занятиях на природе я читаю детям художественные произведения, которые способствуют одновременному восприятию образа и слова. Например, при написании сочинения на тему "Степь", я зачитываю художественные произведения о степи, подбираю эпитеты, метафоры, сравнения - эти художественные образы усиливают эмоциональную сторону восприятия. Если дети затрудняются подобрать необходимые слова, то я помогаю им найти их.

Использование творчества писателей помогает развивать у учащихся наблюдательность и стимулирует их дальнейшие поиски красоты в природе, активизирует их попытки выразить свои впечатления в художественной форме.

В творческих и письменных работах значительное место занимает составление сказок. Сказки - животворный источник детского мышления, благородных чувств и стремлений, средство умственного развития.

Для составления сочинения или сказки ребенку нужно дать толчок для работы мысли. Например, учитель может рассказать начало сказки: "Дети, вот это жук, а вот он летит, а вот колючка. Представьте, что он сильно укололся о колючку и раненый упал...", - а дети должны продолжить.

Ребенок научится составлять сочинение только в том случае, когда каждое слово перед ним будет возникать как готовый кирпичик, которому заранее приготовлено место.