Ключ земного времени

Как оформить школу к празднику

Звездочет в серебряном (лунном) царстве зажигает звезды, не только включая электрическую гирлянду, но и производя "небесную механику": полупрозрачные облака с прикрепленной леской, переброшенной через любую перекладину под потолком, поднимаются одним движением руки Звездочета.

Костюм Горной Королевы, весь из черной клеенки (как горы). Шляпа с длинной бахромой и маска скрывают знакомое лицо.

Приблизительная картина солнечного царства: много света и красок, Солнце в золотой шляпе можно посадить на стремянку, ооуда оно экзаменует детей, раздает им призы. Лицо закрыто золотой сеткой.

Универсальный способ попасть в другой мир: тоннель из двух гимнастических обручей. обшитых темными занавесками. Он просовывается в занавешенную дверь так, чтобы совсем не было видно того, что в комнате.

Куда привел тоннель (пещера Горной Королевы)

Все шкафы, столы, стены затянуты черной и серой клеенкой, тканью, бумагой. Комната неузневаема. Окна занавешены. Свет - в нескольких местах: в пещере (настольная лампа), кое-где - свечи. Музыка: Э. Григ, "В пещере горного Короля". Гром (металлический лист), стук камней, землятрясение. молнии и т.п.


Как оформить праздничное пространство, как включить ребенка в атмосферу праздника, помочь ему испытать творческий подьем, реализовать свои замыслы. Об этих и других проблемах и способах их решения рассказывает Надежда МАКСИМОВА учитель изобразительной деятельности школы # 734 г. Москва.
Звездочет в серебряном (лунном) царстве зажигает звезды, не только включая электрическую гирлянду, но и производя "небесную механику": полупрозрачные облака с прикрепленной леской, переброшенной через любую перекладину под потолком, поднимаются одним движением руки Звездочета.

Костюм Горной Королевы, весь из черной клеенки (как горы). Шляпа с длинной бахромой и маска скрывают знакомое лицо.

Приблизительная картина солнечного царства: много света и красок, Солнце в золотой шляпе можно посадить на стремянку, ооуда оно экзаменует детей, раздает им призы. Лицо закрыто золотой сеткой.

Универсальный способ попасть в другой мир: тоннель из двух гимнастических обручей. обшитых темными занавесками. Он просовывается в занавешенную дверь так, чтобы совсем не было видно того, что в комнате.

Куда привел тоннель (пещера Горной Королевы)

Все шкафы, столы, стены затянуты черной и серой клеенкой, тканью, бумагой. Комната неузневаема. Окна занавешены. Свет - в нескольких местах: в пещере (настольная лампа), кое-где - свечи. Музыка: Э. Григ, "В пещере горного Короля". Гром (металлический лист), стук камней, землятрясение. молнии и т.п. Уж так повелось в нашей школе, что мы любим отмечать праздники. Причем праздники не только общепринятые, но и те, которые мы придумываем сами. Их содержанием становятся существенные перемены в состояниях природы, события детской жизни; часто праздник вырастает, вызревает как бы сам собой. Например, в прошлом году на уроках в 1-м "А" классе дети изучали тему "Время". Они думали и говорили об этом, философствовали, рассуждали о том, какое бывает время, какие с ним случаются неожиданности, как оно действует на людей, сочиняли сказки и истории, знакомились с различными системами временного отсчета, разбирали часовые механизмы... Это было настоящее погружение в проблему, которое длилось много недель, проходя сквозной темой через все уроки и досуги. Постепенно тема захватила и другие классы. Синтезом всей пережитой и порожденной информации по поводу этой большой философской категории стало углубленное, медленное прочтение очаровательной сказки Владимира Одоевского "Городок в табакерке". Тут подоспел Новый год. И нам ничего другого не оставалось, как сочинить большую сказку о времени.

Праздничный зал стал увеличенной внутренностью часового механизма. Дети попадали туда в поисках секрета сломанных волшебных часов. Здесь были важны буквальность и наглядность, поэтому часы и вправду были. Их фасад располагался на центральной стене коридора, стрелки отсчитывали время, оставшееся до праздника, а дети следили за ними. Точно за циферблатом (в актовом зале) находился механизм - пространство, наполненное гигантскими часовыми деталями: висящими в воздухе золотыми спиралями, пружинами, шестеренками, гирьками, мальчиками-колокольчиками и дядьками-молоточками; было большое бумажное панно с панорамой метафорического часового города, что повторяло знакомые формы причудливых иллюстраций художника Кошкина к сказке Одоевского и делало их сразу узнаваемыми. По обеим сторонам часовой табакерки располагались инсталляции двух космических царств, управляющих временем: лунный и солнечный миры, серебряное и золотое царства соответственно. Изостудия превратилась во владения Горной Королевы (реминисценция скандинавских сказок), и туда отправились дети - сначала на поезде, потом пешком через темный тоннель, сделанный из двух обручей и большого занавеса, в поисках бронзового ключа для волшебных часов, ставших прообразом жизненного времени, в котором должен наступить Новый год. Горное Королевство все было из скал, серых и черных, ни проблеска света, только мерцание свечей, а скалы - из громадных кусков клеенки (упаковка от рулонов импортного линолеума, выпрошенная в хозяйственном магазине), растянутых и согнутых по всем стенам, так что комната стала полностью неузнаваемой. Горная Королева появилась в широкой черной шляпе и громадном черном платье, сшитом из той же клеенки, так что казалось, будто отделяется часть скалы. Проводились эффектные алхимические опыты (с помощью школьных алхимиков), в результате которых из "вулканической массы" добывался бронзовый ключ земного времени. Потом он попал в Серебряное царство звездочета (метафора лунного, астрологического времени), делался серебряным, а после - золотым, побывав в Солнечном царстве (золотое время Солнца, дающее нам и годы, и сутки, и минуты), и, наконец, обретал волшебную силу и заводил новогодние часы. После этого начинался праздник с его традиционными подарками и Дедом Морозом.

Многое можно вспомнить и более подробно описать в специальных разработках по всему содержанию праздников, но здесь я особо отмечу только два принципиальных аспекта.

Во-первых, визуально-пространственная сторона наших праздников, как и содержательно-смысловая, готовится не только профессиональными художниками, но и руками детей. Они с охотой выполняют черновую работу: красят бумагу, склеивают обьемные фигуры, вырезают узорчатые детали для сказочных городов. В этот период выявляются творческие особенности детей: есть ребята, которые удивительно тонко и точно могут использовать простые материалы (бумагу, лоскуты, картон, веревки, проволоку, порожние сосуды и коробки), придумывать разные способы их превращений, изобретать невиданные ходы в поисках этих превращений, генерируя поистине "ноу-хау" дизайнерских идей, но при этом теряются перед чистым листом бумаги и даже вовсе не любят просто рисовать. А есть множество "хорошо рисующих" девочек и мальчиков, которые ничего другого не могут сделать с обувной коробкой, как просто выкрасить ее краской. Мне как организатору визуального пространства милее первые. Как правило, это или в разной мере агрессивные сорванцы, или весьма рационалистичные технари, далекие от всяких художественных интересов. Включение таких детей в деятельность по организации визуального пространства уравновешивает их "флюсообразную" направленность, пробуждает в них спящий интерес к художественной деятельности.

Во-вторых, забота художников-педагогов, решающих праздничное пространство, состоит и в том, чтобы оформление учитывало желания детей, а они всегда предпочитают обьемные формы плоскостным, динамическое - статичному, изменчивое - постоянному. Обьемные решения - это тот способ, который увеличивает выбор стилевых возможностей в решении пространства и может придавать ему дополнительные мистифицирующие свойства. Переход в оформлении от двухмерности к трехмерности таит в себе не только потенциал прибавления подлинности, но и новые уровни художественной условности. Пространство театрализуется, делается более игровым и подвижным. В нем можно жить и действовать, а не только наблюдать его. Естественно, что дети активно включаются в жизнь именно такого подвижного пространства. Ведь здесь можно пробовать и нюхать настоящие ягоды, варенья и соленья в сьедобных осенних инсталляциях, строить дома и корабли в сказочных путешествиях, поднимать паруса, бросать якорь, разгонять облака, чтобы проглянули звезды Серебряного царства, делать кукол из бутылок и платков, взбираться по трапу и качаться на лианах в жаркой Африке (жаркий ветер с той стороны пылесоса). Здесь используются и дополнительные иллюзионистские возможности, которые дает игра света, звуков, музыка, и все это вкупе с доморощенной механикой создает эффект присутствия в этом хитром, изменчивом, обманчивом и таящем сюрпризы мире.

Кажется, эти праздники, составляющие основное содержание нашей жизни и работы (для многих здесь справедливее сказать жизни - работы), и вправду делают жизнь праздничной, а визуальные формы, в которые эта жизнь облекается, становятся основанием воспоминаний-возвращений: у многих детей визуальная память - самая прочная. Надеюсь, что такой режим наших празднеств и действ, когда изодеятельность детей (в связи с другими видами деятельности) используется в общей картине праздников, а после заново воспроизводит (в рисунках и других жанрах) их образ плюс обновленный жизненный опыт, прожитый в игре, способен создавать тот ритм восприятия - отдачи, взаимоперетекающий, взаимопитающий, который так важен для фиксации и обогащения детского сенсорного опыта, его эмоционального и познавательного продвижения. Нам кажется, что дети быстро все забывают. Но если их постоянно озадачивать, ходить вместе с ними концентрическими кругами вокруг и около тайн и возможностей, что спрятаны в бесчисленном множестве сочетаний предметов и событий, с которыми мы имеем дело в реальности, то картина выходит другая. Чем гуще набор возможностей и чем разветвленней пространство поиска, тем вероятнее находки, удачи, просто новизна.