Колючая буква

Репортаж с семинара

Сегодня у нас в гостях наши старые знакомые - авторы "Азбуки" учителя учебно-воспитательного комплекса # 1695 г. Москвы Ирина КАГАНЕР, Марина ШИШОВА и старший преподаватель кафедры славянских языков МГПУ Андрей ЧУБУКОВ. Впервые об "Азбуке" читатели узнали из приложения # 3/94. Тогда это была ксерокопированная авторская рукопись, по которой работали всего несколько учителей в Москве. Что же произошло за это время?

В 1994 году книга была представлена на конкурс "Обновление гуманитарного образования", проводимый фондом "Культурная инициатива", и сразу же попала на третий тур, где была рекомендована к изданию. Сегодня по ней работают многие московские учителя, приверженцы дидактической системы Шалвы Александровича АМОНАШВИЛИ, да и не только они.

От авторов

Наша "Азбука" адресована детям 6-7 лет (это первые классы школ разного типа, подготовительные группы детских садов, домашние школы) и предполагает интенсивное обучение в течение четырех месяцев (с сентября по декабрь включительно). Она рассчитана на обучение чтению и письму одновременно. Подобный синтез позволяет рассматривать письменную и устную речь как единое целое. Поэтому мы предлагаем проводить комбинированный урок, состоящий из двух, когда в один учебный день проходят уроки обучения чтению и письму. Это дает возможность учителю доработать материал в тот же день. "Азбука" представляет собой рассыпную книгу-тетрадь, хранящуюся в папке в классе. На каждом уроке учитель раздает детям новые страницы, что позволяет сохранять эффект новизны и неожиданности. Каждое задание имеет условное обозначение: совместная работа с учителем, работа в микрогруппах, самостоятельная работа, работа с родителями и т.п. Условные обозначения предлагают различные виды деятельности: чтение и письмо происходит в сочетании с рисованием, раскрашиванием, лепкой, вырезанием, наклеиванием и т.п. В книгу включено много ребусов, кроссвордов, лабиринтов, перевертышей и других занимательных заданий. Благодаря разнообразию материала учитель, работающий по этой "Азбуке", получает возможность воспитывать у детей гуманные отношения и чувства; самостоятельность и ответственность; умение принимать продуманные решения; приобщать их к творчеству; совершенствовать культуру мышления, речи.

Рисуя, клея, вырезая, выполняя различные задания в книге, ребенок становится нашим соавтором.

Таким образом, в нашей "Азбуке" учтены все требования Ш.Амонашвили к учебнику.


Открытый урок обучения грамоте

в 1-м классе

Учитель - Ольга Лабутина,

УВК #1695 г. Москва

Тема "Знакомство с буквой Е"

Учитель. Ребята, у нас сегодня много гостей. Давайте с ними поздороваемся. Садитесь. Урок мы начинаем как обычно, т.е. прочитаем алфавит. Я буду показывать букву, а вы вместе со мной должны ее прочитать.

(Дети хором читают алфавит, следя за указкой учителя.)

Молодцы. Теперь, внимательно посмотрев на рисунок, скажите, кого вы видите?

Дети. Нашего друга Колобка.

У. Хотите узнать, какую букву он привел с собой на урок?

Д. Хотим.

У. Тогда давайте сыграем с вами в игру. Я читаю первые строки стихотворения, а вы говорите окончания. Слушайте внимательно.

За рекой росли,

Их на праздник принесли.

На веточках иголки,

Что же это?

Д. Елки.

Колючь, а не еж,

Что за рыбка это?

Д. Ерш.

Серый еж был очень тих,

И ежиха тоже,

И ребенок был у них

Очень тихий ...

Д. Ежик.

У. Я повторю все три слова, которые вы назвали: елки, ерш, ежик. Эти слова начинаются с буквы ... ?

Д. е.

У. Вот с этой буквы нас и познакомит Колобок. А чтобы было легче ее запомнить, давайте выучим стихотворение. Но сначала скажите, на какую уже знакомую нам букву похожа буква е.

Д. На букву е.

У. Слушаем стихотворение:

Е и Е родные сестры,

Различать сестер не просто.

Но у буквы Е две точки,

Словно в лесенке гвоздочки.

У. Посмотрите на доску, где я нарисовала облако, из которого идет ...

Д. Дождь.

У. Что это за дождь?

Д. Это слоги с буквой е.

У. Давайте их прочитаем: се, ре, ел, ен, тер, ве, де. Вы слышите, что все согласные звучат в этих слогах мягко. Значит, буква е указывает на мягкость согласного звука. Но видите - две капельки у меня остались пустые, в них нет никаких слогов. Это слоги ка, ва. Попробуйте соединить новые слоги с ранее написанными и скажите, что у вас получилось.

Д. Терка, елка, рева.

У. Правильно. А теперь назовите слова, в которых есть наша новая буква. Тот, кто ответит правильно, получит поощрительный приз.

(Для ребят, сидящих на разных рядах, учитель раздает отличительные призы. Для одних это листья клена, для других - грибы и яблоки, а для третьих - елочные шары.)

Д. Полевка, мед, Лева, Леша, тетя, осел, лед и т.д.

У. Хорошо. А теперь положите первый рабочий листок перед собой и приготовьте фломастеры. Внизу на листке нарисованы три картинки, в которых зашифрованы слова. Чтобы их отгадать, воспользуемся следующими подсказками.

Ослик был сегодня зол,

Он узнал, что он...

Д. Осел.

У. А что больше всего любит сладкоежка Винни-Пух?

Д. Мед.

У. А какое дерево мы наряжаем на Новый год?

Д. Елку.

У. Давайте снова посмотрим на картинки, впечатаем недостающее слово, выберем ту, которая больше всего понравилась и раскрасим ее. Не забудьте, что каждый квадратик - это буква.

(Дети самостоятельно работают со своими листками из "Азбуки".)

У. Те, кто выполнил это задание, аккуратно положите листочки, с которыми мы сейчас работаем, в свою толстую папку, и давайте сделаем небольшую зарядку.

(Учитель проводит стихотворную физкультминутку.)

У. Сейчас мы будем учиться писать букву е. Для этого возьмите второй рабочий листок и положите перед собой. Сели все красиво и удобно. Первое задание такое: обведите фломастерами кисть рябины по пунктирным линиям.

У. Для выполнения второго задания нам нужна авторучка. Возьмите ее и поставьте руку на локоть, чтобы я могла посмотреть, все ли держат авторучку правильно.

(Дети выполняют указания учителя.)

У. Посмотрите внимательно на первую строчку. Здесь написана заглавная буква Е. Обведите ее по точкам и не забудьте вверху подрисовать две точки. А теперь напишите две заглавные буквы е по вспомогательным линиям. Следующее задание - напишите самостоятельно две заглавные буквы Е, а потом в такой же последовательности - маленькую букву е.

(Дети пишут букву е.)

У. Переходим к следующему заданию. Приготовьте свои поощрительные призы. Ребята, сидящие за первыми партами, уберите все с них, я сейчас раздам вам картинки, каждому ряду свою. Ваша задача - сделать эти картинки красивыми. Для этого вы подходите со своими поощрительными призами к первой парте и трудитесь над своей картинкой.

(Дети приклеивают свои призы на картинку, советуются, как сделать ее красивой. Готовые картинки прикрепляют на магнитную доску.)

У. Положите перед собой третий рабочий листок. Внизу на нем тоже нарисованы картинки, давайте подпишем их. Одна уже подписана. Давайте прочитаем, как называется дерево, нарисованное на ней.

Д. Клен.

У. Правильно, клен. Подпишите две другие.

У. Давайте прочитаем эти слова.

(Дети хором читают по своим листочкам подписи к картинкам.)

У. На втором уроке мы будем читать текст. Кто-нибудь может прочитать, как он называется? Нет. Тогда прочитаем все вместе.

Д. За грибами.

У. Прежде чем мы начнем читать текст, я назову слова с новой буквой, которые встретятся в этом тексте.

(Учитель показывает карточки с новыми словами.)

солеными зелеными

твердой желтые

елочками черным

У. А теперь опустите глазки на свой листок и шепотом прочитайте текст. Кто хочет прочитать этот текст вслух?

(Обычно текст вызываются прочесть несколько человек.)

У. Молодцы, ребята. Наш урок подошел к концу. На следующем мы продолжим работать с этим текстом, а сейчас давайте повторим, с какой буквой мы познакомились? Кто-нибудь запомнил стихотворение про буквы е и е? Прочитаем его еще раз хором. Спасибо, ребята, за урок.

Отзывы учителей

Сафьян Эмилия Григорьевна, заведующая начальной школы УВК #1620

У меня класс семилеток. Ребята пришли в школу подготовленные, поэтому добукварный период прошел великолепно. По "Азбуке" я работаю впервые, довольна, здесь много игровых моментов, много заданий, направленных на корректировку эмоционального состояния детей. А радостное настроение это всегда залог успеха в обучении.

Ткачева Нина Михайловна, учитель начальных классов школы # 125

На начальном этапе обучения детей необходимо заинтересовать учебой. А сделать это можно только с помощью интересной программы и занимательного учебника.

Баранов Сергей Петрович, профессор МГПУ, доктор педегогических наук

Мы привыкли, что учебники пишутся учеными и методистами. Но при этом забываем, что наука равнодушна к самому процессу обучения и его главным действующим лицам - ученикам. Для нее важны сами понятия "звук", "буква" и т.п. А ребенку не всегда удобно и интересно воспринимать процесс обучения в такой сугубо научной форме. Поэтому, на мой взгляд, в этой "Азбуке" удачно соединен научный подход к обучению и сам процесс обучения с его неизменной составляющей - развитием ребенка, которое в данном случае осуществляется через личное творчество, самостоятельную работу и т.п. Эта "Азбука" отвечает духу времени.

Авторская точка зрения

Шишова Марина Игоревна

Я, будучи одним из авторов этой книги, хочу высказать свое мнение. Последнее время меня часто приглашают на семинары по системе Ш.Амонашвили и на открытые уроки по нашей "Азбуке". Поэтому могу сказать, что увиденное чаще не вполне совпадает с точкой зрения авторов, с той идеей, которую мы закладывали, работая над книгой. И это наводит на мысль о том, что необходимы подробные методические разработки для учителей. На сегодняшний день их нет, есть только методические рекомендации по работе с "Азбукой". Мне кажется, что если мы, авторы, хотим, чтобы учителя работали по учебнику так, как мы это задумывали, то должны переда- вать вместе с учебником и технологию своего преподавания.

Однако даже отсутствие подобных разработок позволяет учителю проявить себя, свой талант в подготовке уроков. И это не может не радовать. Ведь каждый такой урок - творчество.

В вашем лице я хочу поблагодарить всех учителей, кто работает по нашему учебнику. Большое вам спасибо