Трудный случай!

Непроверяемые безударные гласные

Как убедиться в правильности написания того или иного слова? В прошлый раз (см. приложение # 44/95) мы выяснили, что если звук безударный и возникает несколько возможностей его написания, то нужно изменить слово так, чтобы он был ударным. Проверочное слово можно найти или путем изменения формы слова, или подбором родственного.

Но, увы, так получается не всегда. Во-первых, проверочные слова должны быть родственными, а не просто похожими. Во-вторых, не все безударные гласные можно проверить. Например, в слове "единица" написание первой буквы проверить невозможно. И такое случается довольно часто. Что же делать? Правильное написание таких слов можно проверить только по словарю. Они поэтому и называются словарными. А чтобы школьникам было легче их запомнить, мы предлагаем использовать на уроке веселые задачи, придуманные и собранные Валентиной ВОЛИНОЙ*.

Грамматические сказки и рассказы

Досадное недоразумение

Решил как-то один художник провести отпуск в деревне. Взял лишь самое необходимое. Но вот беда: в спешке забыл захватить с собой из дома пастель (мягкие цветные карандаши-мелки). Вот и вынужден был дать жене телеграмму с просьбой немедленно выслать пастель.

Какова же была его досада, когда через несколько дней вместо необходимой коробки с пастелью ему вручили на почте громоздкий тюк, в котором оказались матрац, одеяло, подушка.

Недоумевающий художник решил проверить текст посланной им телеграммы. Когда ему подали бланк, он увидел, что в слове пастель чьей-то рукой буква а переправлена на о.

- Кто же это сделал?

- Я, - спокойно ответила телефонистка.

- Зачем? - возмутился художник.

- А как же? Ведь тут была ошибка...

Пришлось художнику обьяснять, что никакой ошибки не было. А девушка, извинившись, простодушно призналась:

- Я и не подозревала, что есть такое слово пастель.

Влиятельная буква

Очень важно, чтобы в словах каждая буква имела свое место. Всякое бывает, если на место одной буквы встанет другая.

Все началось с того, что Маша нарисовала ворону и написала: варона.

Я ей говорю:

- Ты неверно написала. После в надо писать о, а не а.

А Маша отвечает:

- Ну, подумаешь, одна буква... Ворона или варона - какая разница? И так все поймут.

Тогда я в ответ:

- А ну-ка зачеркни в слове ворона букву н. Зачеркнула? А теперь вместо нее напиши букву т. Что получилось?

Смеется Маша:

- Вот чудеса, получились ворота!

- Поняла, - говорю, - что значит одна буква?

Трудное слово

Ребята писали словарный диктант. Учительница назвала последнее слово - помидор.

Света написала правильно, а потом задумалась и решила к своему соседу Виталику заглянуть в тетрадь. У него написано памидор. Света взяла ручку и исправила о на а.

- Теперь еще раз проверьте слова и сдайте тетради, - сказала учительница.

Света на всякий случай решила сверить с Вовой и посмотрела в его тетрадь. А у него было написано памедор. Света взяла ручку и исправила и на е.

На следующий день Света узнала, что у нее в этом слове две ошибки.

- Так всегда получается, когда человек на себя не надеется, - сказала учительница.

(По С.Баруздину)

Веселые рифмы

Приеду завтра,

Привезу завтрак,

На завтрак - рак,

Кричи: ура!

Трудные учить слова

Помогает нам игра.

Петуха назвали Петя -

Петь он любит на рассвете.

А медведь, наоборот,

Петь не любит, любит мед.

Лиса-лисица, посмотри,

Очень любит букву ... и.

Чтоб не обиделась корова

И не прокисло молоко,

Мы оба этих дружных слова

Напишем в корне с буквой о.

Дидактические игры, упражнения, головоломки

. Напишите слова

Это не обычная яблоня, а волшебная. На ней выросли не только обыкновенные яблоки, какие растут на любой яблоне, но и большие-пребольшие яблоки с буквами а, я, о, е, и.

Сорвать эти яблоки сможет только тот, кто подберет для каждого из них подходящее слово.

. Проверьте по словарику

Ученые заметили, что многие слова мы можем узнать, даже если записаны одни только согласные этих слов.

Угадайте, что это за слова: крндш, сткн, джрнй, двчк, млк, брз, рсск, Мскв, дск, дрв? Запишите их в тетради (если сможете разгадать). Проверьте по словарику в учебнике, верно ли вы записали слова.

(О т в е т: карандаш, стакан, дежурный, девочка, молоко, береза, русский, Москва, доска, дерево.)

. Напишите названия овощей

а) Помогите Незнайке исправить ошибки, правильно написав названия посаженных здесь овощей (а то они не вырастут).

б) Поставьте над словами знак ударения. Подчеркните безударные гласные, не проверяемые ударением.

. Угадайте слово

Его проглатывают, упорно не желая о чем-либо говорить; его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего. (Язык.)

. Замените описательные обороты одним словом

Собрание засушенных растений. (Гербарий.)

Собрание однородных предметов. (Коллекция.)

Быстрая частая стрельба. (Пальба.)

Ящичек для ручек, карандашей. (Пенал.)

Помещение, где хранятся и выдаются для чтения книги. (Библиотека.)

Коллективная поездка, посещение чего-нибудь. (Экскурсия.)

. Загадки

Напишите отгадки без ошибок.

В обоих домиках темно,

Зато жарища прямо,

А коль засветится окно,

Его починит мама.

(Варежка.)

Лист бумаги по утрам

На квартиру носят к нам.

На одном таком листе

Много разных новостей.

(Газета.)

Зимой бел,

Летом сер,

Прыгает ловко,

Любит морковку.

(Заяц.)

Не ездок, а со шпорами,

Не сторож, а всех будит.

  (Петух.)

Если ей работу дашь -

Зря трудился карандаш.

(Резинка.)

В поле родился,

На заводе варился,

В чае растворился.

(Сахар.)

С хозяином дружит,

Дом стережет,

Живет под крылечком,

Хвостик колечком.

  (Собака.)

Из края города в другой

Ходит домик под дугой.

(Трамвай.)

Сговорились две ноги

Делать дуги и круги.

(Циркуль.)

Бык, могучий великан,

В детстве был теленком,

Толстый увалень баран -

Худеньким...

     (Ягненком.)

. Зашифрованная скороговорка

Чтобы легче было разгадать скороговорку, послушайте стихотворение. Оно поможет вам быстрее справиться с задачей: разгадать слова. А скороговорку вы прочитайте сами и запишите. Подчеркните орфограммы и обьясните их правописание.

Я спрятала кукол,

Играть не хочу.

Мне некогда очень -

Я буквы учу,

Из них я сама

Составляю слова,

Сама прочитала:

Дрова и трава.

Дрова во дворе,

А трава на лугу,

Теперь, как большая,

Читать я могу.

(Н.Найденова)

. Десять птиц

 Вспомните десять птиц, в названиях которых по две буквы о, а в одном из них даже три о.

- о - о -

- о - о - -

- о - о - -

- о - о - - -

- о - о - - -

- о - о - - - - -

- о - о - - - - -

- о - о - - - - - -

- - - о - о - - -

- - - о - о - о -

(О т в е т: сокол, сорока, ворона, соловей, воробей, коростель, поползень, коноплянка, мухоловка, жаворонок.)

. Кто это?

Кто стрекочет?

Кто каркает?

Кто мычит?

Кто чирикает?

(О т в е т: сорока, ворона, корова, воробей.)

. Разгадайте ребусы

Напишите в тетради слова-отгадки. Поставьте над словами знак ударения. Подчеркните безударные гласные, не проверяемые ударением.

zzz

(О т в е т: 1. Горох; 2. Кровать; 3. Картофель; 4. Улица; 5. Огород; 6. Картина.)

. Кроссворды

а) Впишите в клеточки названия изображенных предметов. Перепишите эти слова в тетради. Подчеркните безударные гласные, не проверяемые ударением.

б) Составьте и напишите предложения с нижеперечисленными словами.

1. Верхняя одежда. (Пальто.)

2. Средство передвижения. (Машина.)

3. Как называется аппарат для полета в космос? (Ракета.)

4. Как называют человека, который летал в космос? (Космонавт.)

5. Подземный вид транспорта. (Метро.)

6. Как называется предприятие, где делают машины? (Завод.)

7. Где можно посмотреть спектакль? (Театр.)

в) По горизонтали и вертикали впишите три одинаковых слова, которые означают... Впрочем, ищите подсказку в стихах.

- Боюсь попасться щуке в зубы. (1)

- Во мне и флейты есть, и трубы. (2)

- Меня услышать каждый рад,

Я драгоценней всех наград. (3)

(О т в е т: пескарь, оркестр, спасибо.)

. Загадочные кроссворды

а)

1. Вот этот случай очень редкий -

На голове растут две ветки.

      (Олень.)

2. Белым шариком пушистым

Я красуюсь в поле чистом.

(Одуванчик.)

3. Межи деревянные, а поля стеклянные.

                       (Окно.)

4. Очень густо он растет,

Незаметно он цветет,

А когда проходит лето,

Мы едим его конфеты,

Не в бумажке, а в скорлупке -

Берегите, детки, зубки!

   (Орешник.)

5. Сами не видят, а видеть помогают.

(Очки.)

б) 

1. Ни окон, ни дверей,

Полна горница людей.

(Огурец.)

2. Над домом, над дорожкой

Висит пол-лепешки.

- Что это?

              (Месяц.)

3. Хвост пушистый.

Мех золотистый,

В лесу живет,

В деревне кур крадет.

- Кто это?

       (Лисица.)

4. Быстрый прыжок,

Теплый пушок,

Ясный глазок.

- Кто это?

         (Заяц.)

5. Белая бочка,

На ней ни сучочка.

- Что это?

      (Яйцо.)

6. На шесте дворец,

Во дворце певец,

А зовут его ... .

(Скворец.)

в) По горизонтали:

1. Когда черен - куслив и задорен, как покраснею, так присмирею. (Рак.)

2. Повертишь круг - заговорит далекий друг. (Телефон.)

3. Два братца через дорожку живут, а никогда не видятся. (Глаза.)

4. Одной рукой всех встречает, другой провожает. (Дверь.)

5. Маленькие мальчики живут в зеленом чуланчике. (Горох.)

6. Рукавом махнул, дерева погнул. (Ветер.)

По вертикали:

7. Сам худ, голова с пуд. (Молоток.)

8. Раскаляюсь докрасна, охлаждаюсь дочерна. (Железо.)

9. С подругами и сестрами она приходит к нам, рассказы, вести новые приносит по утрам. (Газета.)

10. Сама пестрая, ест зеленое, дает белое. (Корова.)

11. Маленький мальчишка в сером армячишке по дворам шныряет, крохи собирает. (Воробей.)

г) Веселые человечки

Решив кроссворд, вы прочтете в выделенной графе, куда идут веселые человечки.

д) Осенний лес

Осень! Падают с деревьев разноцветные листья. Кто правильно назовет все деревья, тот и разгадает наш кроссворд.

. Отгадайте птиц

Какие птицы остаются зимовать у нас? Это вы можете узнать, если правильно прочитаете стихи.

(О т в е т: Воробей, снегирь, щегол,

Мы для вас накрыли стол.)

. Превращение слов

Измените одну букву в словах. Запишите и запомните их орфографию. Можно ли ко всем из них подобрать проверочные слова?

Сорока - (строка), салют - (салат), долото - (болото), черника - (чернила), коса - (коза), доска - (тоска), вода - (года), леса - (лиса), сало - (село), вода - (сода), года - (мода), сирень - (сирена).

. Поле чудес

а) Некоторые буквы уже открыты. Остальные - за вами. Разгадайте и запишите пословицу о зиме. Как вы ее понимаете?

Д - ка - - -  - о -  - - - - - - -,

а  з - му  н - - - на - -.

(О т в е т: Декабрь год кончает, а зиму начинает.)

б) Три сороки

1. Со - - - - -

- - - - ро - - -

Ка - - - -

2. Со - -

- - ро - -

- - - - - - - ка

3. Со - - -

- - ро - - -

Ка - - - - - - -

Три болтливые сороки

У различных птиц гостили.

Буквами заполнив строки,

Догадайтесь, с кем сороки

Ели джем и кофе пили.

Не забудьте, что таится

В каждой строчке только птица.

(О т в е т: 1. Соловей, жаворонок, какаду. 2. Сова, ворона, перепелка. 3. Сокол, воробей, канарейка.)

. "Прививки"

а) Слова очень неохотно поддаются "прививкам" другими буквами, но все-таки попробуем...

Привейте букву о к словам: кокс, прок, лень. Что получится?

(О т в е т: кокос, порок, олень.)

б) Десять ос

Ос - - а

На этой осе в октябре позолота,

Ос - - а

А эта растет на лугу у болота...

- ос - а

У этой на лапках зеленые иглы,

- ос - - - а -

На этой опасно устраивать игры.

- ос - - - а - -

Эта оса на Луну улетает,

- ос - - - - а

Эта на солнце худеет и тает.

- - ос - - - - а - -

Эта оса продается в бутылке,

- ос - - - а

Эта боится горчицы и вилки.

- ос - а

С этою спит в колыбели малыш,

- о - с - - - - а

Эта по классу крадется, как мышь.

(О т в е т: осина, осока, сосна, мостовая, космонавт, сосулька, простокваша, сосиска, соска, подсказка.)

в) Слова-невидимки

- За мной бежит от лодки след.

- Я всюду там, где света нет.

- Мой тонкий нос острей кинжала,

Потрогайте, не нос, а жало.

Ко - - -

- - - к

Ко - - -

(О т в е т: корма, мрак, комар.)

- В музее шапок я царица.

- А я, увы, всегда лишь птица.

- А без меня, поверьте, мир

Не знал бы, что такое сыр.

К- - - - -

- - - - ка

К - - - - а

(О т в е т: корона, сорока, корова.)

г) Играем в прятки

Попробуйте найти (и выписать) всех животных, спрятавшихся между строк стихотворений.

Была гроза, я целый час

Не открывал от страха глаз.

Смотрите! Лен около ив,

Как голубой ковер, красив.

Знакома рыбам тень моя,

Над гладью рек танцую я.

Арбуз по Волге вниз уплыл,

Я полчаса за ним следил.

На муху поверху, со дна ли

Меня поймаешь ты едва ли.

И худ и щупл, отваги полный,

Жучок таранит носом волны.

Насос сосет речную воду,

И шланг протянут к огороду.

. Шарады

Кто играл в горелки летом,

Да еще "горел" при этом,

Называл он раз-другой

Слог и первый, и второй.

Если дождь тебя застанет,

По спине забарабанит,

Чтоб насквозь ты не промок,

Раскрываешь третий слог.

Ты о целом слышал в школе

И видал, конечно, в поле

Там, где линия земли

С небом сходится в дали.

(Гори-зонт.)

Первое - предлог,

Второе - летний дом,

А целое порой

Решается с трудом.

(За-дача.)

В меня садились иногда

Цари, вельможи, господа.

Теперь я стала уж стара,

Меня убрали со двора.

Переверните половину -

Я к звездам вас, друзья, подкину.

(Карета - ракета.)

Первое - нота,

Второе - тоже,

А целое -

На боб похоже.

(Фа-соль.)

Мои кусты легко узнать:

Цвету я гроздьями весною.

Но замените мягкий знак

На букву А - и я завою.

(Сирень - сирена.)

Начало - голос птицы,

Конец - на дне пруда.

А целое в музее

Найдете без труда.

(Кар-тина.)

Мой первый слог - провал,

банкротство.

Второй - синоним к "невелик".

А все с мукой имеет сходство,

На кухне он лежать привык.

(Крах-мал.)