Владимир СЕЛИВЕРСТОВ

Речевые игры с детьми


Продолжение. См. # 37, 39, 41, 43, 45/95.

Автоматизация и дифференциация звуков к, г, х, й

Дождик

Ц е л ь. Автоматизация звука к в слогах и тексте.

О п и с а н и е  и г р ы. Дети сидят на стульях. Педагог говорит: "Пошли мы гулять, и вдруг начался дождик, забарабанил по крыше. Как капли закапали? Вспомним стихотворение".

Капля раз, капля два,

Капли медленно сперва -

Кап, кап, кап, кап.

Дети сопровождают эти слова медленными хлопками.

Стали капли поспевать,

Капля каплю подгонять -

Кап, кап, кап, кап.

Хлопки учащаются.

Зонтик поскорей раскроем,

От дождя себя укроем.

Дети поднимают руки над головой, имитируя зонтик.

Гуси-гуси

Ц е л ь. Автоматизация звука г в слогах и предложениях.

О б о р у д о в а н и е. Картинка, на ней изображена девочка, которая гонит гусей.

О п и с а н и е  и г р ы. Вариант 1. Педагог показывает картинку. Гуси идут домой и гогочут: га-га-га... Дети: га-га-га... По пути попалась канава, стали гуси прыгать через нее: гоп-гоп-гоп... Дети: гоп-гоп-гоп...

Вариант 2. В одном месте площадки птичий двор, в другом - пастбище (с обеих сторон начертить линии). Выбираются пастух и лиса. Остальные дети - гуси.

В начале игры пастух с хворостиной в руке отводит гусей на пастбище, а сам возвращается обратно на птичий двор. Гуси в это время пасутся. Через некоторое время пастух зовет гусей: "Гуси, гуси!" Услышав голос пастуха, гуси кричат: "Га, га, га!" Пастух: "Ну летите!" Гуси расправляют крылышки и летят через поле на птичий двор, а лисица их ловит. Пойманных она уводит в норку. Если лиса поймает пять гусей, педагог выбирает новую лисицу и нового пастуха.

Вариант 3. Выбираются пастух и волк. Остальные дети - гуси.

Пастух. Гуси-гуси, вы откуда?

Гуси. Га-га-га. Мы из дома.

П. Гуси-гуси, вы куда?

Г. На луга, на луга.

П. Есть хотите?

Г. (утвердительно). Га-га-га.

П. Ну идите на луга.

Гуси ходят и щиплют травку.

П. (внезапно). Гуси белые, домой. Серый волк под горой.

Гуси гогочут и бегут домой. Волк ловит гусей. Пойманные выходят из игры.

Запятнай пару!

Ц е л ь. Дифференциация звуков к - г в тексте.

О п и с а н и е  и г р ы. Дети строятся парами друг за другом. Впереди стоит водящий. В руках у него мячик, сшитый из материи. Водящий громко говорит:

Кинь, кинь, перекинь.

Давай вместе побежим

Через воду и огонь.

Не догонит нас и конь.

Раз, два, догоняй,

Ну, попробуй-ка, поймай!

После этих слов последняя пара расцепляет руки и бежит вперед до заранее проведенной черты, находящейся в 10-12 шагах от водящего. Водящий должен попасть мячом в одного из бегущих, пока он не забежал за черту. Тот, в кого он попал, становится с ним вместе в первую пару, а другой водит. Если водящий не попал, то он снова водит, а добежавшая до черты пара становится вперед, и игра продолжается. Последняя пара может бежать только после слов "ну, попробуй-ка, поймай!"

Погреем ручки

Ц е л ь. Постановка и автоматизация отдельного звука х.

О п и с а н и е  и г р ы. Дети сидят на стульях. Педагог показывает картинку, на которой нарисованы дети, лепящие снежную бабу, и говорит: "Лепили дети снежную бабу. Руки у них замерзли. Давайте погреем их, подышим на ручки, чтобы они согрелись. Вот так". Показывает. Затем дети греют руки по очереди и все вместе, произнося звук х.

Кому что нужно

Ц е л ь. Автоматизация звука х в словах и предложениях.

О п и с а н и е  и г р ы. Педагог ставит на доску картинки и говорит: "Сейчас вы услышите маленькие рассказы. К каждому рассказу подходит одна из этих картинок. Вы должны угадать и назвать ее".

Стали дети украшать елку. Повесили много игрушек. Осталось повесить что? (Хлопушку.)

Пришел доктор к больному ребенку. Что он надел? (Халат.) и т.д.

Победитель тот, кто больше даст правильных ответов.

Петушок

Ц е л ь. Дифференциация звуков к, г, х в тексте.

О п и с а н и е  и г р ы. По краям площадки стоят низенькие скамейки или доски, положенные на подставки (высота 10-15 см). Дети становятся на скамейку. Они изображают кур, а один ребенок - петуха. Дети говорят:

Петя в желтых сапогах

Ходит по песку,

Постоит да поглядит,

А потом как закричит:

"Кукареку!"

Петушок выходит и кричит "Кукареку". После этого все куры спрыгивают со скамейки и бегут искать корм. Петушок бегает с ними. По сигналу "цып-цып" дети возвращаются на свои места. Затем выбирается новый петушок, и игра повторяется.

Поезд

Ц е л ь. Дифференциация звуков к, г, х в тексте.

О п и с а н и е  и г р ы. Педагог или кто-нибудь из детей - паровоз. Остальные дети - вагоны. Они сидят на стульчиках друг за другом. Паровоз гудит, и поезд трогается. Дети могут двигать руками и произносить: гу-гу-гу или:

Вот поезд наш едет,

Колеса стучат,

А в поезде этом

Ребята сидят.

"Гу-гу-гу, гу-гу-гу",

Пыхтит паровоз,

Далеко, далеко

Ребят он повез.

Затем водящий говорит: "Стоп! Остановка! Кто хочет выйти, скорей выходите, пойдемте гулять". Дети встают со стульчиков и гуляют по комнате.

В этой игре может быть дан другой текст:

Деток поезд наш везет

В лес и на полянку.

Будут дети там гулять,

Повстречают зайку.

"Так-так-так, так-так-так",

Все колесики стучат,

"Гу-гу-гу", белку встретим и лису.

Едем-едем мы быстрей,

Не боимся мы зверей.

Паровоз идет потише.

Остановка близко.

"Гу-гу-гу, стоп!"

Поезд останавливается, дети разбегаются по комнате, гуляют, собирают цветы, по сигналу педагога поезд трогается - игра возобновляется.

Кубики с картинками

Ц е л ь. Автоматизация звуков я, е, е, ю (й) в словах.

О б о р у д о в а н и е. Несколько кубиков с наклеенными картинками: яблоко, ежик, елка, вьюнок, маяк, юбка, чайник, лейка, майка, воробей, муравей, сарай, трамвай, ягода, якорь, одеяло, листья, змея, ежи, ежевика, поезд, платье, ружье, приемник, юла.

О п и с а н и е  и г р ы. Дети сидят за одним столом и по очереди бросают любой кубик на стол. Название той картинки, которая окажется наверху, ребенок должен правильно произнести. За правильное произношение засчитывается очко. В конце игры педагог подсчитывает очки. У кого очков больше, тот победитель.

Скажи, что ему делать

Ц е л ь. Автоматизация звука й в словах и фразах.

О б о р у д о в а н и е. Куклы, игрушечные машины, мяч, прыгалки, обруч.

О п и с а н и е  и г р ы. Вариант 1. На полке разложены игрушки. Каждый ребенок по очереди подходит к полке, берет любую игрушку и предлагает кому-нибудь из детей поиграть с ней. Дети должны произносить примерно такие фразы: Лена, покачай куклу; Вася, попрыгай через веревочку; Сережа, покатай обруч и т.п. После выполнения просьбы водящего игрушка возвращается, и игра продолжается.

Вариант 2. Педагог выбирает водящего, который раздает каждому ребенку разные (или одинаковые) игрушки. Когда все дети получат игрушки, он разрешает поиграть с ними. По знаку педагога игра заканчивается, и дети кладут предметы на место. Затем каждый рассказывает о том, что он делал.

Зайка

Ц е л ь. Автоматизация звука й в тексте.

О п и с а н и е  и г р ы. Выбираются два ребенка: зайчик и волк. Остальные дети образуют круг, взявшись за руки. За кругом зайчик, в кругу волк. Дети водят хоровод и читают стихотворение, а зайчик прыгает за кругом.

Скачет зайка маленький

Около заваленки.

Быстро скачет зайка,

Ты его поймай-ка!

Волк старается выбежать из круга и поймать зайчика. Когда зайчика поймают, игра повторяется. Но уже роли зайчика и волка исполняют другие дети.

АВТОМАТИЗАЦИЯ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ

РАЗНЫХ ЗВУКОВ

Разные звуки

О б о р у д о в а н и е. Предметные картинки.

О п и с а н и е  и г р ы. Парные картинки или лото, например: автомобиль, трамвай, поезд, самолет, курица, петух, гусь, утка, собака, кошка, корова, барабан, дудочка, колокольчик.

Водящий называет предмет или животное, изображенное на картинке. Ребенок, у которого находится соответствующая картинка, повторяет название предмета и имитирует звучание данного предмета, крик животного или птицы. Остальные дети определяют, правильно ли выполнил их товарищ задание.

Уличное движение

О б о р у д о в а н и е. Два диска (зеленый, красный).

О п и с а н и е  и г р ы. Дети делятся на несколько групп, каждая из которых представляет определенный вид транспорта (трамвай, автомашину, велосипед и пр.). Посредине стоит регулировщик, в руках у него два диска. Когда он поднимает зеленый диск, трамвай движется по обозначенным рельсам, машины идут свободно и издают соответствующие звуки. Грузовая машина: ту-ту-ту, легковая: би-би-би, автобус: вррр-вррр, трамвай: цын-цын, велосипед: динь-динь-динь.

Кто тебя утром будит?

О п и с а н и е  и г р ы. Дети садятся полукругом. Выбирают водящего. Он выходит вперед, и дети его спрашивают: "Кто тебя утром будит?" Водящий отвечает, например, "кукареку!" Дети должны определить, о ком идет речь. Педагог предварительно может посоветовать, кому подражать, чтобы дети упражнялись в произношении разных звуков (вррр, ква-ква, чирик-чирик, куд-куда, гав-гав, му-у, бээ-бээ, кря-кря, га-га и т.п.).

Чудесный мешочек

О б о р у д о в а н и е. Мешочек и набор знакомых детям игрушек.

О п и с а н и е  и г р ы. В мешочек кладут игрушки, в названии которых будет использован требуемый звук (с, ш, р...) или пара звуков (с - ш). Педагог, встряхивая мешочек, обращает внимание детей на то, что в нем что-то есть, вызывая тем самым интерес к игре. Сначала дети по очереди пытаются определить на ощупь, что попало им в руку, затем достают из мешочка игрушки, показывают и называют их. Кто достал петушка, показывает, как петушек поет, кто достал собачку, показывает, как она лает, и т.д.