Татьяна СЕРГЕЕВА

Юным грамотеям

Задания по русскому языку для учащихся 1-х и 2-х классов

Предлагаемые ниже задания учитель может включать во фронтальную работу (как упражнения для закрепления соответствующего учебного материала), использовать в индивидуальной работе, а также в виде грамматических заданий к диктантам и контрольным работам.

1. Все ли слова разделены правильно на слоги:

пар-к, пар-та, ку-ртка, кур-тка, дыр-ка, шар-фы, кры-шка.

2. Все ли слова разделены правильно для переноса:

я-ма, игра-ю, о-беда-ю, го-рка, тру-ба, за-йка, ми-шка.

3. Выпишите только те слова, которые нельзя разделить для переноса:

Юлия, почта, осень, пробка, краб, банка, Дарья, тает, шея, Юзеф, паук.

4. Выпишите те слова, которые можно разделить для переноса только одним способом:

Оленька, станция, овод, курточка, егоза, майская, поворот, акция.

5. Следующие слоги разделите на три группы:

сла-, ло-, ук-, спи-, ар-, кры-, ню-, ис-, ва-, вра-, ся-, ря-, яс-.

6. Запишите слова, состоящие из трех, четырех, пяти слогов и покажите все возможные случаи переноса:

санаторий, вертолет, ужинаю, температура, кремовая, ящерица, воевода, громоотвод, перевертыши, юноша, переезд.

7. Расставьте буквы в алфавитном порядке и впишите недостающую: л, й, з, и, м, ж.

8. Расставьте буквы в алфавитном порядке и прочитайте получившееся слово:

о, т, с, м; н, и, т, б; о, т, к, с, ь; ь, е, д, н.

9. Переместите ударение и сравните значение получившихся слов: замок, косит, пары, полки, хлопок, кружки, село.

10. Разделите слова предложений на три группы в зависимости от их грамматического значения.

В густой листве мелькают маленькие пестрые птички. Развесистые ивы склоняются к воде зелеными ветками.

11. Выпишите из предложений в два столбика подлежащие и сказуемые.

Дедушка подарил внуку мяч. Над полем носится стая грачей. Ряска затянула маленький пруд.

12. Выпишите из предложений только второстепенные члены.

Маленький пушистый котенок лакал молоко из блюдечка. Веселые туристы бодро шагали по лесной тропинке.

13. Самостоятельно составьте предложения по данным схемам.

14. Составьте предложения по данным вопросам:

кто? что сделал? что? (Папа прочитал газету);

кто? что делает? куда? (Миша идет в библиотеку);

какой? что? что делает? что? (Сильный ветер раскачивает деревья).

15. Составьте несколько предложений, чтобы в каждом из них были слова, обозначающие предмет, признак предмета и действие предмета.

16. Прочитайте предложения, не читая предлоги.

По лесному оврагу в логово пробирается волк. На краю поля у самого леса мы нашли зайчонка. Переходя через речку, я уронила в воду корзинку с ягодами.

Спишите, выделяя предлоги.

17. Устно разделите текст на предложения. Не расставляя знаков препинания, прочитайте первое, третье, пятое предложения.

у Мурки появились котята у котят открылись глазки и прорезались зубки малыши первый раз выбрались из корзины один из них заполз под кровать там лежали сапоги он залез в сапог и заснул

18. Из каждой группы слов выберите слова, которые являются проверочными для остальных:

садовник, сад, посадил, садовый, посадка;

белизна, белеет, беленький, беловатый, побелка;

грязнуля, грязь, грязноватый, грязный, загрязнил.