Всем пользователям учебных терминальных классов УКНЦ

Уважаемые коллеги!

Мы хотели бы проинформировать вас о наших последних разработках для класса УКНЦ. Надеемся, что все нижеследующее будет весьма интересно учителям, методистам и руководителям учебных заведений, где установлены такие классы.

Сначала об общем положении дел в области школьной информатики в России. Процесс перехода учебных терминальных классов на IBM-совместимые ЭВМ, начавшийся было в 1991 г., теперь по экономическим причинам совсем остановился. Стало ясно, что абсолютному большинству школ и иных учебных заведений придется еще долго использовать в своем учебном процессе классы УКНЦ, не совместимые со ставшим уже общепринятым стандартом IBM. Тем не менее и Министерство образования РФ, и большинство пединститутов, и ИУУ, установив для своих нужд IBM-совместимые ЭВМ, высокомерно отказались вести или поддерживать какие-либо программные и методические разработки для УКНЦ. К тому же для создания качественных программных средств для УКНЦ требуется столь высокая квалификация, что это мало кому по силам, даже среди профессионалов. Причины -- скудость ресурсов памяти, невозможность использовать языки программирования, необходимость писать программы на ассемблере и в машинных кодах, отсутствие техдокументации и т.д. На IBM работать много легче. Поэтому программистов экстра-класса, знающих всю "внутренность" этих ЭВМ и способных создавать для них программы на языке машинных команд, практически нет. А только так можно полностью использовать все ресурсы ЭВМ.

Кроме того, непросто приспособиться к специфическим потребностям учебных заведений (необходимость не отдельных разработок, а комплексных программных пакетов, недостаточная квалификация учителей, приводящая к необходимости "доучивать" их с помощью сопроводительной документации, необходимость сохранения низких цен и т.д.). Все это привело к тому, что те немногие частные фирмы, которые пытались вести разработки для УКНЦ (ТЕХНОКОМ, F-бит -- г. Зеленоград, "Колледж", НЦПСО -- г. Москва, и т.д.), в нынешних условиях стали нести убытки и практически эту деятельность прекратили. Дело идет к тому, что мы остаемся практически единственной фирмой, которая все еще ведет активные разработки для класса УКНЦ. Не думайте, что мы от этого в восторге.

Экономические трудности, вызванные сокращением спроса и неплатежами, не обошли и нас. И мы попытались найти выход не в повышении цен, а в том, что собрав все свои силы, создали новое поколение программных разработок для УКНЦ, которое и предлагаем вашему вниманию. Это стоило нам больших трудовых и финансовых затрат и необходимости брать банковский кредит. Мы очень надеемся, что не ошиблись, решившись на этот риск. Теперь от вас зависит, окупятся ли наши затраты и сможем ли мы вести дальнейшие разработки. Пусть теперь рынок обьективно оценит качество нашей работы.

Своими разработками мы во многом подтягиваем классы УКНЦ до уровня, близкого к классам IBM. Нельзя допустить, чтобы наметившееся уже деление школ на "богатые" и "бедные" принимало слишком грубые формы.

Теперь о наших разработках. Все они имеют общую идею, которая состоит в следующем -- нужно создать для классов УКНЦ программные системы, аналогичные известным для классов IBM. Это обеспечит знакомство учащихся с программами, с которыми им придется в будущем работать на IBM-совместимых ЭВМ, а также предварительную подготовку учителей к будущему (и мы уверены неизбежному) переходу на IBM-совместимые учебные классы.

Мы занимаемся теперь новой серьезной разработкой. Причина того, что мы за нее взялись, состоит в следующем. Мы не удовлетворены тем, что программное обеспечение (текстовый редактор, электронные таблицы, база данных) в школах изучается в основном само по себе в отрыве от практических задач. Это стало похоже на когда-то бывший в школах предмет чистописание. Там изучалась техника письма ради техники письма, а теперь мы изучаем программы ради программ.

Поэтому мы решили сделать программно-методическую систему ДЕЛОВОЙ ПРАКТИКУМ. Основная ее идея -- предложить учащимся использовать вычислительную технику в конкретной и похожей на реальность жизненной ситуации. Этот практикум будет преподаваться в виде длительной деловой игры, в ходе которой учащимся последовательно предлагается:

а) зарегистрировать в местных органах небольшую частную фирму и лично возглавить ее деятельность;

б) открыть в установленном порядке расчетный счет фирмы в банке;

в) заключить деловые договоры с другими аналогичными фирмами, произвести по этим договорам взаиморасчеты через банк;

г) получить от этой деятельности прибыль и правильно начислить и уплатить с нее налоги в соответствии с действующим налоговым законодательством;

д) начислить в установленном порядке и выплатить заработную плату работникам своей фирмы;

е) в установленном законом порядке подготовить и сдать в налоговую инспекцию отчетность о деятельности своей фирмы в течение прошедшего квартала.

Для того чтобы все это проделать, в систему будут входить компьютерные "заготовки" будущих документов (бланков, отчетов, уставов, писем, платежных поручений) и подробное поурочное руководство для учителя, как правильно обучать работе с этими документами. Кроме того, в систему войдет все необходимое для этой работы программное обеспечение (редактор ЛЕКСИКОН, бухгалтерская система и т.д.).

Практикум будет ориентирован на реальное и практическое ознакомление учащихся с действующим законодательством в области частного предпринимательства, с реальной практикой и установившимися традициями в области частного предпринимательства.

Естественно, ДЕЛОВОЙ ПРАКТИКУМ будет ориентирован на использование в качестве "деловой оргтехники" стандартного школьного терминального класса УКНЦ (Электроника-0511). В будущем система будет перенесена на другие виды ЭВМ (IBM, Корвет, БК-0011, ДВК-3).

Наша первая и получившая широкую известность разработка -- программный пакет "АЛЬТЕРНАТИВА-УКНЦ". Он замышлялся как полный комплект программного обеспечения, технической и методической документации, который передается для дальнейшей работы учителю, прошедшему подготовку в ИУУ. Вплоть до 1992 г. мы работали в кабинете информатики Алтайского ИУУ и стремились обеспечить работу учителей нашего края. С тех пор пакет многократно дорабатывался. Данный пакет содержит в себе сетевой монитор, обеспечивающий быструю пересылку по сети, файловый монитор типа NORTON, учебные системы программирования Е-практикум и ПАСКАЛЬ-FAST, учебные текстовые, графические, музыкальные редакторы, набор динамических игр, вспомогательные программы, технические описания программ и методические рекомендации по использованию всего этого в учебном процессе.

Следующая наша разработка -- учебная система программирования БЕТА-ЛОГО. Она является полным аналогом учебной системы LOGO-WRITER для классов IBM. Ее назначение -- изучение основ информатики и развитие конструктивного мышления учащихся среднего и младшего возраста (5--8 классы). Язык ЛОГО используется для этих целей в США и европейских странах. По нему издана обширная литература. БЕТА-ЛОГО допускает работу с цветом, использование мультипликации и звука, одновременную работу нескольких "черепашек" различных форм, возможность их перепрограммирования; имеются русско- и англоязычная версии системы. В комплект поставки входят также руководство программиста и справочное пособие.

Мы создали также учебный программный пакет-тренажер "Анализ химических веществ". Он предназначен для имитации на экране УКНЦ опытов по анализу и определению химических веществ. Типы веществ, реактивов и реакций могут задаваться учителем.

Наша новейшая разработка -- система АЛТ-ПАСКАЛЬ предназначена для обучения основам программирования. Она является аналогом системы программирования TURBO PASCAL 5.0 для IBM-совместимых ЭВМ. В наше время общепризнано, что главное требование к программной системе -- дружественный интерфейс, т.е. ее наглядность, обозримость и возможность подробно проследить по шагам любой происходящий в ней процесс. Этого теперь требует международный стандарт. Для этой цели в нашей системе имеется возможность набирать текст программы и тут же ее выполнять. Выполнять ее можно построчно, частично или полностью. При этом можно проследить на экране весь процесс изменения переменных и массивов. При необходимости можно менять их значения, а затем продолжать выполнение программы. Любую ошибку в программе можно легко обнаружить и тут же исправить. Практика показала, что при работе с такой системой производительность труда повышается многократно. Система имеет встроенную графику, а не оверлейную, как ее предшественница -- система ПАСКАЛЬ-FAST. Испытания показали, что система АЛТ-ПАСКАЛЬ превосходит по своим учебным возможностям систему МИКРОПАСКАЛЬ, широко используемую в учебных классах IBM.

Следующая наша новейшая разработка -- учебная система программирования АЛТ-СИ. Она является аналогом известной системы TURBO-СИ 2.0 для IBM. По организации интерфейса она подобна предыдущей разработке. Назначение системы -- факультативное изучение языка СИ. Этот язык стал теперь общепринятым языком программистов-профессионалов.

Еще одна наша разработка -- АЛТ-Е-практикум является упрощенной версией русскоязычной системы АЛТ-ПАСКАЛЬ. Практика показала, что начинать обучение учащихся лучше всего на системе с русскими служебными словами и командами, а потом переходить на систему с англоязычными командами, как во всех машинных языках.

Следующая наша новая разработка -- учебная система программирования АЛТ-БЕЙСИК. Известно, что система программирования БЕЙСИК-ВИЛЬНЮС, входящая в комплект класса УКНЦ устарела и не соответствует методическим требованиям, т.к. не содержит структурных элементов (блоки, процедуры, составные операторы), характерных для языков типа ПАСКАЛЬ и СИ. Это приводит к неуместной сложности и затрудняет обучение. Система АЛТ-БЕЙСИК есть аналог широко известной на IBM системы GW BASIC, которая свободна от всех названных недостатков. Эта система будет очень полезна учителям, желающим повысить класс своей работы и при этом не желающим расставаться со ставшим привычным языком BASIC.

Все четыре языковые АЛТ-системы совершенно одинаковы по интерфейсу, что облегчает их совместное изучение и использование.

Следующая наша разработка -- система подготовки текстов АЛТ-ЛЕКСИКОН. Это аналог известного текстового редактора ЛЕКСИКОН -- одной из основных программ, которую повсеместно используют на IBM. По ней издана обширная литература. Назначение нашей системы -- обучить школьников работать с этой системой на IBM. Кроме того, система поможет создавать и школьную документацию.

Мы гарантируем высокий технический и методический уровень наших разработок и укомплектованность их документацией. Любого нашего заказчика мы считаем нашим будущим постоянным клиентом, и поэтому стремимся, чтобы наши разработки, цены и сроки выполнения заказов удовлетворили вас.

Мы желаем вам успехов в работе и надеемся, что нам удастся вместе пережить сложные времена.

Надеемся, что будем вам полезны.

А.Н. ГРИЦЕНКО

Директор НТП "Н.АЛЬТЕРНАТИВА"


Шутки кончились...

Сидят как-то Диггер, командир Нортон и товарищ Комманд Ком, а мимо идет отец Вындоуз. "Сидите, - говорит. - Ну, ну. Скоро все подо мной сидеть будете". Никто ему так ничего и не ответил. Один товарищ Комманд Ком не растерялся. "Проходи, проходи, - сказал, - оболочка дешевая".

(А.Голубев,"Притчи о компьютерных жителях", "Монитор" #4/92)

Ну, во-первых, совсем не дешевая. Во-вторых, уже не оболочка, а полноценная операционная система. Windows-95, коммерческая версия которой появилась 24 августа, задолго до своего официального выхода в свет стала предметом широкого обсуждения. Совершенно ясно, однако, что все только начинается. Только сейчас, когда сотни тысяч пользователей устанавливают на свои компьютеры широко разрекламированную новинку и начинается основная проверка новой системы.

На протяжении последних месяцев в различных телеконференциях Internet активно обсуждался вопрос о происхождении числа 95 в названии новой системы. Большинство пользователей, сойдясь во мнении, что это число не является номером версии (иначе систему назвали бы Windows v.95), высказывали различные предположения, некоторые из которых кажутся нам весьма разумными. Среди множества мнений редакция отобрала несколько, набравших наибольшее число сторонников. Итак, число 95 в названии системы может обозначать:

-- количество дискет в дистрибутиве;

-- количество часов, предоставляемых службой технической поддержки фирмы Microsoft для бесплатных консультаций по проблемам, возникающим при установке системы;

-- количество кнопок мыши, необходимых для нормальной работы;

-- минимальную тактовую частоту процессора, при которой обеспечивается удовлетворительная производительность вашего компьютера;

-- количество мега- (по другим предположениям -- гиго- ) байт в файле READ.ME, который необходимо внимательно прочесть перед инсталляцией системы.

Система вышла... Читая этот номер газеты, вы несомненно уже знаете ответы на все эти вопросы. Если же у вас возникли другие вопросы аналогичного содержания (не обязательно на тему Windows-95), редакция будет рада познакомить с ними наших читателей.