Кроме того, непросто приспособиться к специфическим потребностям учебных заведений (необходимость не отдельных разработок, а комплексных программных пакетов, недостаточная квалификация учителей, приводящая к необходимости "доучивать" их с помощью сопроводительной документации, необходимость сохранения низких цен и т.д.). Все это привело к тому, что те немногие частные фирмы, которые пытались вести разработки для УКНЦ (ТЕХНОКОМ, F-бит -- г. Зеленоград, "Колледж", НЦПСО -- г. Москва, и т.д.), в нынешних условиях стали нести убытки и практически эту деятельность прекратили. Дело идет к тому, что мы остаемся практически единственной фирмой, которая все еще ведет активные разработки для класса УКНЦ. Не думайте, что мы от этого в восторге.
Экономические трудности, вызванные сокращением спроса и неплатежами, не обошли и нас. И мы попытались найти выход не в повышении цен, а в том, что собрав все свои силы, создали новое поколение программных разработок для УКНЦ, которое и предлагаем вашему вниманию. Это стоило нам больших трудовых и финансовых затрат и необходимости брать банковский кредит. Мы очень надеемся, что не ошиблись, решившись на этот риск. Теперь от вас зависит, окупятся ли наши затраты и сможем ли мы вести дальнейшие разработки. Пусть теперь рынок обьективно оценит качество нашей работы.
Своими разработками мы во многом подтягиваем классы УКНЦ до уровня, близкого к классам IBM. Нельзя допустить, чтобы наметившееся уже деление школ на "богатые" и "бедные" принимало слишком грубые формы.
Теперь о наших разработках. Все они имеют общую идею, которая состоит в следующем -- нужно создать для классов УКНЦ программные системы, аналогичные известным для классов IBM. Это обеспечит знакомство учащихся с программами, с которыми им придется в будущем работать на IBM-совместимых ЭВМ, а также предварительную подготовку учителей к будущему (и мы уверены неизбежному) переходу на IBM-совместимые учебные классы.
Мы занимаемся теперь новой серьезной разработкой. Причина того, что мы за нее взялись, состоит в следующем. Мы не удовлетворены тем, что программное обеспечение (текстовый редактор, электронные таблицы, база данных) в школах изучается в основном само по себе в отрыве от практических задач. Это стало похоже на когда-то бывший в школах предмет чистописание. Там изучалась техника письма ради техники письма, а теперь мы изучаем программы ради программ.
Поэтому мы решили сделать программно-методическую систему ДЕЛОВОЙ ПРАКТИКУМ. Основная ее идея -- предложить учащимся использовать вычислительную технику в конкретной и похожей на реальность жизненной ситуации. Этот практикум будет преподаваться в виде длительной деловой игры, в ходе которой учащимся последовательно предлагается:
а) зарегистрировать в местных органах небольшую частную фирму и лично возглавить ее деятельность;
б) открыть в установленном порядке расчетный счет фирмы в банке;
в) заключить деловые договоры с другими аналогичными фирмами, произвести по этим договорам взаиморасчеты через банк;
г) получить от этой деятельности прибыль и правильно начислить и уплатить с нее налоги в соответствии с действующим налоговым законодательством;
д) начислить в установленном порядке и выплатить заработную плату работникам своей фирмы;
е) в установленном законом порядке подготовить и сдать в налоговую инспекцию отчетность о деятельности своей фирмы в течение прошедшего квартала.
Для того чтобы все это проделать, в систему будут входить компьютерные "заготовки" будущих документов (бланков, отчетов, уставов, писем, платежных поручений) и подробное поурочное руководство для учителя, как правильно обучать работе с этими документами. Кроме того, в систему войдет все необходимое для этой работы программное обеспечение (редактор ЛЕКСИКОН, бухгалтерская система и т.д.).
Практикум будет ориентирован на реальное и практическое ознакомление учащихся с действующим законодательством в области частного предпринимательства, с реальной практикой и установившимися традициями в области частного предпринимательства.
Естественно, ДЕЛОВОЙ ПРАКТИКУМ будет ориентирован на использование в качестве "деловой оргтехники" стандартного школьного терминального класса УКНЦ (Электроника-0511). В будущем система будет перенесена на другие виды ЭВМ (IBM, Корвет, БК-0011, ДВК-3).
Наша первая и получившая широкую известность разработка -- программный пакет "АЛЬТЕРНАТИВА-УКНЦ". Он замышлялся как полный комплект программного обеспечения, технической и методической документации, который передается для дальнейшей работы учителю, прошедшему подготовку в ИУУ. Вплоть до 1992 г. мы работали в кабинете информатики Алтайского ИУУ и стремились обеспечить работу учителей нашего края. С тех пор пакет многократно дорабатывался. Данный пакет содержит в себе сетевой монитор, обеспечивающий быструю пересылку по сети, файловый монитор типа NORTON, учебные системы программирования Е-практикум и ПАСКАЛЬ-FAST, учебные текстовые, графические, музыкальные редакторы, набор динамических игр, вспомогательные программы, технические описания программ и методические рекомендации по использованию всего этого в учебном процессе.
Следующая наша разработка -- учебная система программирования БЕТА-ЛОГО. Она является полным аналогом учебной системы LOGO-WRITER для классов IBM. Ее назначение -- изучение основ информатики и развитие конструктивного мышления учащихся среднего и младшего возраста (5--8 классы). Язык ЛОГО используется для этих целей в США и европейских странах. По нему издана обширная литература. БЕТА-ЛОГО допускает работу с цветом, использование мультипликации и звука, одновременную работу нескольких "черепашек" различных форм, возможность их перепрограммирования; имеются русско- и англоязычная версии системы. В комплект поставки входят также руководство программиста и справочное пособие.
Мы создали также учебный программный пакет-тренажер "Анализ химических веществ". Он предназначен для имитации на экране УКНЦ опытов по анализу и определению химических веществ. Типы веществ, реактивов и реакций могут задаваться учителем.
Наша новейшая разработка -- система АЛТ-ПАСКАЛЬ предназначена для обучения основам программирования. Она является аналогом системы программирования TURBO PASCAL 5.0 для IBM-совместимых ЭВМ. В наше время общепризнано, что главное требование к программной системе -- дружественный интерфейс, т.е. ее наглядность, обозримость и возможность подробно проследить по шагам любой происходящий в ней процесс. Этого теперь требует международный стандарт. Для этой цели в нашей системе имеется возможность набирать текст программы и тут же ее выполнять. Выполнять ее можно построчно, частично или полностью. При этом можно проследить на экране весь процесс изменения переменных и массивов. При необходимости можно менять их значения, а затем продолжать выполнение программы. Любую ошибку в программе можно легко обнаружить и тут же исправить. Практика показала, что при работе с такой системой производительность труда повышается многократно. Система имеет встроенную графику, а не оверлейную, как ее предшественница -- система ПАСКАЛЬ-FAST. Испытания показали, что система АЛТ-ПАСКАЛЬ превосходит по своим учебным возможностям систему МИКРОПАСКАЛЬ, широко используемую в учебных классах IBM.
Следующая наша новейшая разработка -- учебная система программирования АЛТ-СИ. Она является аналогом известной системы TURBO-СИ 2.0 для IBM. По организации интерфейса она подобна предыдущей разработке. Назначение системы -- факультативное изучение языка СИ. Этот язык стал теперь общепринятым языком программистов-профессионалов.
Еще одна наша разработка -- АЛТ-Е-практикум является упрощенной версией русскоязычной системы АЛТ-ПАСКАЛЬ. Практика показала, что начинать обучение учащихся лучше всего на системе с русскими служебными словами и командами, а потом переходить на систему с англоязычными командами, как во всех машинных языках.
Следующая наша новая разработка -- учебная система программирования АЛТ-БЕЙСИК. Известно, что система программирования БЕЙСИК-ВИЛЬНЮС, входящая в комплект класса УКНЦ устарела и не соответствует методическим требованиям, т.к. не содержит структурных элементов (блоки, процедуры, составные операторы), характерных для языков типа ПАСКАЛЬ и СИ. Это приводит к неуместной сложности и затрудняет обучение. Система АЛТ-БЕЙСИК есть аналог широко известной на IBM системы GW BASIC, которая свободна от всех названных недостатков. Эта система будет очень полезна учителям, желающим повысить класс своей работы и при этом не желающим расставаться со ставшим привычным языком BASIC.
Все четыре языковые АЛТ-системы совершенно одинаковы по интерфейсу, что облегчает их совместное изучение и использование.
Следующая наша разработка -- система подготовки текстов АЛТ-ЛЕКСИКОН. Это аналог известного текстового редактора ЛЕКСИКОН -- одной из основных программ, которую повсеместно используют на IBM. По ней издана обширная литература. Назначение нашей системы -- обучить школьников работать с этой системой на IBM. Кроме того, система поможет создавать и школьную документацию.
Мы гарантируем высокий технический и методический уровень наших разработок и укомплектованность их документацией. Любого нашего заказчика мы считаем нашим будущим постоянным клиентом, и поэтому стремимся, чтобы наши разработки, цены и сроки выполнения заказов удовлетворили вас.
Мы желаем вам успехов в работе и надеемся, что нам удастся вместе пережить сложные времена.
Надеемся, что будем вам полезны.
А.Н. ГРИЦЕНКО
Директор НТП "Н.АЛЬТЕРНАТИВА"