* * *


В Северо-Западном округе Москвы есть Центр детского и юношеского творчества и досуга, а в нем кабинет информатики. Сюда с'езжаются ребята со всей Москвы, из более чем шестидесяти школ. Что их тянет сюда?

Наш корреспондент Ю. Грибачев беседует с заведующим кабинетом информатики Владимиром Федоровичем Ермолиным.

- Первый вопрос к вам, Владимир Федорович, напрашивается сам собой: вы профессиональный преподаватель информатики?

- Я профессиональный инженер. Воевал, был стрелком-радистом, штурманом, потом учился в академии Жуковского, затем пошел в радиопромышленность. Разрабатывал там системы управления боевыми действиями ПВО, на космос работал.

- То есть с электроникой вы познакомились очень давно?

- Так точно. И продолжалось это общение много-много лет. Но в конце концов возраст прижал: ушел я и из армии, и из промышленности. Но без дела сидеть было скучно. Заявился в райком, так, мол, и так, знаю математику, вычислительную технику, найдется ли для меня применение? Нашлось: предложили вести только что организованный в Доме пионеров компьютерный кружок, было это в конце 1988-го. Дали мне технику, комнату, которую я сгоряча назвал кабинетом информатики, ну и налетели ребятишки. Сначала мы брали старшеклассников, и в первую очередь тех, у кого в школе не было компьютерного класса. Но на старших ребятах мы не замкнулись: обжились, попривыкли, начали заниматься уже и с шестиклассниками. А у дверей постоянно толклись те, кому места не хватило. Впрочем, самые настойчивые своего все равно добивались, тоже становились нашими слушателями: мы своих ребят зовем не учениками, а слушателями.

- Чем об'яснялся такой интерес к информатике?

- Новизной предмета. Тягой к незнакомой технике. И тем, что у нас был не кружок, где занимаются только самые сильные, а учебное подразделение для всех, именно для всех. И именно учебное: для каждого класса мы создали свои программы. Кстати, сейчас мы работаем и с пятиклассниками.

- Что за программа у них?

- Называется она "Диалог с компьютером". Мы приучаем их к пониманию того, что стоящий перед ними стеклянно-пластмассовый ящик способен выполнять их команды.

Шестиклассников мы учим алгоритмическому мышлению. Курс для семиклассников обозначен как "Школа программирования". Восьмиклассники обучаются профессиональному использованию аппаратуры. Звучит все это довольно сухо, но на практике мы стараемся сделать так, чтобы ребятам было интересно учиться, во все программы включаем игры.

- Например?

- Одна из наших игр называется "Клад". В центре лабиринта под охраной зеленого человечка сокровища, красному человечку нужно туда самым оптимальным путем пробраться и сокровища похитить. Поохотиться таким образом за кладом и взрослому интересно. Эту игру мы используем как клавиатурный тренажер для трех пальцев. Для пяти пальцев служит всем известная игра "Тетрис".

- Какова общая цель ваших программ?

- Дать ребятам компьютерную грамотность, то есть умение применять машину для учебы и работы, при обработке информации.

- Ваши программы как-то связаны со школьными?

- Самым прямым образом. К примеру, для семиклассников план работы нашего кабинета подогнан к изучению ими в школе линейных функций, для восьмиклассников - к изучению нелинейных функций, квадратных уравнений.

- Вы начинали работать с ребятами из старших классов, но теперь резко снизили возрастную планку. Это вызвано какими-то особыми соображениями?

- У меня такое мнение, что шестиклашки уже староваты для того, чтобы начинать работать с компьютером, у младших ребят это получается естественнее и легче. Для себя я называю это "эффектом Маугли". Известно ведь, что если ребенок до семи лет живет вне человеческого общества, то он уже не способен усвоить нашу речь. Так и с компьютером. Вот смотрите: великое множество людей просто боятся подойти к компьютеру, их нельзя научить работать на нем, они психологически не способны, не могут увидеть в нем собеседника, помощника. Пятиклашки в этом отношении очень восприимчивый народ. Во многих школах информатику вводят лишь с 8-го класса, и это, с моей точки зрения, ошибка: для ребят этого возраста информатика - всего лишь новая обуза, она им как нож острый.

- Ваш кабинет ориентирован на серьезное изучение математики. Какие у вас отношения со школьными учителями математики? Они понимают ценность компьютера при изучении своего предмета?

- Да, понимают. Они даже разрабатывают специальные задания для тех своих учеников, кто ходит к нам. Но, к сожалению, на такое сотрудничество идут лишь учителя, что помоложе.

- Срабатывает ваш "эффект Маугли"?

- Именно он. Кстати, у нас есть опыт работы уже и со второклассниками. В одной школе мы даже предложили ввести наш курс информатики в учебный план.

- И станет ваш кабинет обычным классом...

- Ни в коем случае! У нас ведь нестандартные приемы обучения, и мы стараемся дать ребятам нестандартные знания. И научить их применять эти знания на практике, чего не делает обычная школа. Уверен, что нашим ребятам будет много легче найти интересную работу, чем их сверстникам, ограничившимся обычным школьным курсом информатики.

- Ваши слушатели понимают эту прагматическую направленность занятий?

- В конце 8-го класса начинают соображать что к чему. Девятиклассники уже вполне осознают, что компьютер - очень мощное средство повышения полезного коэффициента их умственного труда. Мы им даем текстовый редактор, электронную таблицу.

- А какие у вас отношения со школьными учителями информатики?

- Иногда сложные. Одна из учительниц информатики жаловалась мне как-то: "Владимир Федорович, трое ребят из моего класса занимаются у вас, им на моем уроке скучно, потому что они ушли вперед". Ну что тут можно посоветовать? У меня ведь тоже ребята приходят с разным уровнем подготовки, значит, нужны задачи различной сложности. И потом, тех, кто ушел вперед, можно использовать как помощников.

- А часто ли встречаются ребята с компьютерным талантом?

- Не часто, но попадаются. У меня есть несколько шестиклассников, которые занимаются в группе семиклассников. Многое для них сложно, что ж, значит, надо уделять им больше внимания. Они и в школе становятся лидерами. И на своем ребячьем языке могут быстрее учителя об'яснить одноклассникам какие-то заковыристые вопросы. Вот их-то и надо учителю использовать в качестве помощников-инструкторов. Они этой ролью будут гордиться.

- Как родители относятся к тому, что их дети проводят свободное время в вашем кабинете?

- Большинство из них понимает перспективность занятий здесь. Хотя иногда случаются и смешные ситуации. Ребята ведь здесь выполняют и домашние задания по математике, так вот, некоторые родители опасаются, что их ребенок, привыкнув к выполнению всех математических операций на машине, не сможет считать с помощью ручки и бумаги. Я им говорю: "А вы можете извлечь квадратный корень на бумаге? Не можете, да и незачем, если есть калькулятор. Если следовать вашим опасениям, то нужно отменить автомобили, поезда, самолеты, чтобы ноги не атрофировались".

- Владимир Федорович, ваш центр стоит на скрещении улицы Народного Ополчения и улицы Маршала Тухачевского, хочешь не хочешь, о войне вспомнишь. Так вот, во-первых, я поздравляю вас с пятидесятилетием Победы, а во-вторых, хочу задать странный для нашего с вами разговора вопрос. Вы очень удивитесь, если в один далеко не прекрасный день на скрещении этих улиц увидите группу юнцов со свастикой на рукаве? Чем, по вашему мнению, вызвано появление в России доморощенных свастиконосцев? Юношеским недомыслием? Юношеским стремлением к эпатажу?

- Думаю, что причины лежат в нас самих. Вот смотрите, и национал-социализм, и то общество, в котором мы с вами столько десятилетий жили, держались на силовых методах, на иерархической системе льгот, на том, что вокруг вождей сиял ореол непогрешимости. Нынешние юноши все это еще застали, все это видели. Так стоит ли удивляться, что в национал-социализме они находят знакомые, понятные и близкие черты? Нужно время, и немалое, чтобы изменились образ мышления, отношение к жизни, к своим согражданам.

- Дай-то Бог этому времени скорее прийти.