КОМПЬЮТЕРНАЯ АНИМАЦИЯ

КАК СРЕДСТВО МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ:

РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТОВ


Компьютерная анимация ( от англ. animation - оживление, воодушевление; живость) - это анимация (в нашей стране больше распространен термин "мультипликация"), созданная на компьютере при помощи специального программного пакета (или набора пакетов). Компьютерная анимация играет значительную роль при создании современных фильмов (например, "Терминатор", "Косильщик лужаек"), телевизионной рекламы, видеоклипов, компьютерных программ, включая компьютерные игры, она - незаменимый инструмент для моделирования двухмерных и трехмерных об'ектов и процессов, в частности в архитектуре, при изучении естественных наук. Кроме того, анимация расширяет возможности компьютерной графики: она позволяет оживить компьютерный рисунок, график, чертеж.

Широкие возможности и разнообразие ее приложений вызывают необходимость считать соответствующие знания и умения неот'емлемой частью компьютерной грамотности школьников, при этом обучение основам компьютерной анимации целесообразно вести в рамках медиаобразования.

В течение 1993-1994 гг. автором был проведен ряд педагогических экспериментов по преподаванию компьютерной анимации школьникам различных возрастных групп, а также студентам и специалистам с целью разработки образовательной технологии "Компьютерная анимация как средство медиаобразования". Преподавались общеобразовательные, профессионально ориентированные и интегрированные с традиционными дисциплинами курсы компьютерной анимации. Эксперименты выявили особенности в обучении в зависимости от возраста обучаемых, начального уровня их знаний в сфере новых технологий, художественных склонностей, профессиональных планов, а также от методов преподавания и структуры курсов.

Обучаемые (113 человек) распределились по группам следующим образом:

1) младшие школьники - 15 человек (13,3%);

2) учащиеся 4-9-х классов - 52 человека (46,0%);

3) учащиеся 10-11-х классов - 37 человек (32,8%);

4) студенты - 5 человек (4,4%);

5) специалисты - 4 человека (3,5%).

Педагогические эксперименты позволили сделать ряд выводов.

1. Для школьников младшего возраста главной целью медиаобразования является общее культурное развитие. Младшие школьники лучше всего работают со сказками или короткими простыми стихами: им были предложены сказы, и 8-9-летние школьники восприняли эти тексты как совершенно понятные и естественные. Это означает, что работа с относительно сложной литературной основой анимационных фильмов доступна школьникам уже с начальных классов на достаточно высоком уровне. Автор считает необходимым рекомендовать включение литературного творчества в форме создания сценариев анимационных фильмов в методику обучения школьников с первого по последний класс, предпочитая авторские сценарии детей готовым текстам.

2. При обучении учащихся 4-9-х классов акцент смещается на развитие критического мышления. В этом возрасте школьников целесообразно знакомить с различными видами искусств с целью сравнительного анализа используемых способов создания художественного образа. Дети проявляют интерес к окружающему миру, к внешнему облику сверстников: они с удовольствием рисуют с натуры природу и друг друга. Однако учащиеся 4-9-х классов фантазируют с большим трудом, чем младшие, им сложно придумать нереальный, фантастический сюжет. В отличие от младших школьников они предпочитают создавать анимацию по эмоционально окрашенным воспоминаниям об известных, пережитых ими событиях (рыбалка, прогулка на лыжах).

В то же время дети этого возраста легче, чем школьники младших классов, работают в небольших группах (3-4 человека), они могут самостоятельно организоваться в группу и, работая в ней, создавать литературные сценарии и иллюстрировать их. Учащиеся средних классов устают медленнее, чем младшие школьники, но и их необходимо регулярно поддерживать, применять игровые формы обучения, обсуждать тему и сюжет фильма, чередовать работу на компьютере с рисованием на бумаге, видеопросмотрами и т.д.

3. Старшеклассники, посещающие курсы компьютерной анимации, как правило, хорошо владеют компьютером: после освоения азов работы с программным пакетом целесообразно привлекать их к осуществлению авторского проекта. Желательно, чтобы в одном проекте участвовали два человека, поскольку это оптимальный состав для работы за компьютером (при большем количестве участников они начинают отвлекать друг друга).

4. Допускается составлять группы и из учащихся разных возрастов (средние и старшие, младшие и старшие классы). Обучение в таких группах весьма эффективно: азы анимации освоили все категории учащихся. Однако в разновозрастной группе основную часть собственно компьютерной анимации создают старшеклассники, работающие за одним компьютером вдвоем. Таким образом, одновременно реализуется модель работы в паре за компьютером и модель групповой работы над анимационным фильмом. Младшие учащиеся, обладающие большей фантазией и раскованностью, создают черно-белые эскизы для центральных сцен сказов, затем вся группа обсуждает получившиеся рисунки и отбирает лучшие. Сравнительный анализ целесообразно доверять самым старшим участникам группы, поскольку он требует аргументированного критического рассмотрения работ. Когда эскизы отобраны, на их основе авторы рисуют цветные иллюстрации. Окончательный набор цветных иллюстраций центральных сцен приклеивается в соответствующем порядке на один лист: это визуальный сценарий. По такому бумажному визуальному сценарию создается собственно компьютерный анимационный фильм.

В подобных группах можно рекомендовать разделять обязанности, как правило, следующим образом: младшие школьники создают иллюстрации к сценарию на бумаге и эскизы персонажей (об'екты) - на компьютере, старшие - занимаются доработкой визуальных сценариев и собственно анимацией. При создании же авторских сценариев младшим и старшим школьникам лучше создавать их отдельно: это позволяет каждой возрастной категории раскрыться максимально, не стесняя друг друга.