Школьное медиаобразование

вчера и сегодня


(Тезисы)

1. Конец XX столетия характеризуется созданием мировой информационной структуры, превращением информации в экономическую категорию, развитием различных информационных технологий, в том числе и в сфере образования. Все большее число работающих заняты созданием, обработкой и передачей информации.

Возникновение глобальной и интерактивной системы коммуникаций, широкое проникновение в жизнь многих слоев общества средств массовой информации порождают проблему образования, направленного на развитие критического мышления, включающего умение анализировать информацию разного рода.

2. В 70-е годы в материалах ЮНЕСКО впервые было раскрыто понятие "медиаобразование". Тогда это понятие формулировалось следующим образом: "Под медиаобразованием следует понимать обучение теории и практическим умениям для овладения современными средствами массовой коммуникации (СМК), рассматриваемыми как часть специфической и автономной области знаний в педагогической теории и практике; его следует отличать от использования СМК как вспомогательных средств в преподавании других областей знаний, таких, как, например, математика, физика, география".

3. Сегодня можно утверждать, что ЦЕЛИ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ ОРИЕНТИРОВАНЫ НА ПРИОБРЕТЕНИЕ УЧАЩИМИСЯ ЗНАНИЙ В ОБЛАСТИ ИНФОРМОЛОГИИ (науки о процессах и законах создания, передачи и обработки информации) И СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, которым не придается профессиональная направленность.

Многие зарубежные и отечественные специалисты в области медиаобразования разделяют взгляды британского ученого Лена Мастермана: образование в этой области должно быть направлено на развитие у учащихся понимания особенностей функционирования средств массовой информации, специфики выразительных средств новых медиа, а также механизма создания "медиа-реальности", восприятия и осознания аудиторией этой реальности. Учащимся полезно понять причины, по которым одно и то же медиа-сообщение дает много больше информации активному и грамотному потребителю, чем необразованному в области медиа.

4. Медиаобразование существенно связано с появлением так называемых новых информационных технологий в образовании, которые рассматриваются как совокупность принципиально новых средств и методов обработки данных "встраиваемых" в традиционные технологии обучения. Однако специалисты в области медиа отмечают опасность возникновения "псевдоинформационной" технологии, когда работа со средствами коммуникации в рамках медиаобразования становится для учащихся самоцелью, а не средством познания.

5. В целом до 80-х годов основные усилия педагогов в области медиаобразования сосредоточивались на обеспечении информационного взаимодействия в рамках учебного процесса. В то же время существовало во многом автономное направление медиаобразования, связанное с внешкольной деятельностью молодого поколения. Огромная армия внештатных юнкоров привлекалась к работе центральных и местных газет и журналов. Кинотеатры и киноклубы, радиостанции и телестудии, дворцы пионеров, другие об'единения занимались медиаобразованием несколько иного рода. Сегодня такого рода медиаобразование осуществляется, например, в кинолицеях и классах с углубленным изучением журналистики, местных изданиях, радио- и телестудиях, телекоммуникационных проектах. Это направление в отечественной педагогике в значительной степени отражает и мировой опыт.

6. Проблемами выработки у молодежи "избирательности" в сфере массовой культуры уже несколько десятков лет занимаются педагоги Франции, Англии, Италии, других стран. Они стремятся не только научить учащихся бороться с "агрессией изображения", но и помочь самим новым медиа выполнять дидактические функции. Так, например, современные французские педагоги предпочитают сочетать аудиовизуальные средства с активными методами обучения: их стремление увлечь молодежь аудио-, видео- и компьютерной техникой диктуется прежде всего желанием дать в распоряжение учащихся разнообразные средства самовыражения.

7. Сегодня практически во всех странах мира средства массовой информации и индустрия развлечений настолько широко используют телевидение, радио и видеотехнику для эффектной подачи больших об'емов разнообразной информации, что молодежь оказывается под сильным их влиянием. В итоге новые медиа образуют так называемую "параллельную школу": современному школьнику приходится делать выбор, причем надо сказать, что обычная школа здесь пока проигрывает и ей следует искать, с одной стороны, способы внедрения новых технологий в образование, а с другой - возможности средств массовой информации для достижения целей образования.

8. Учебный материал и средства, используемые для обучения в школе, многофункциональны по своей природе: они служат основой и средством достижения целей медиаобразования и целей конкретного учебного предмета одновременно. Особую роль здесь играет разработка методических приемов: если приемы обучения литературе, математике и физике достаточно разработаны и апробированы в мировой практике, то методические приемы медиаобразования при изучении традиционных учебных дисциплин являются предметом поиска исследователей и учителей.

9. Актуальной является выработка у школьников необходимых в будущем пользовательских навыков в области медиа (например, элементарного обращения с компьютером и электронной почтой). При этом не следует вырывать современные средства из "исторического" контекста и отказываться от всех выработанных ранее технологических приемов: средства коммуникации можно использовать в учебном процессе в сочетании с традиционными материальными средствами обучения, "мысленной наглядностью" и другими педагогическими приемами.

10. В контексте школьного образования реализуются отчасти те же цели медиаобразования, что и в контексте образования "социокультурного", осуществляемого различными клубами, кружками, студиями. Но в условиях школьного медиаобразования эти цели получают специфическое преломление: усиливается мотивация учащихся, развиваются их речь, память, системное мышление, а также творческие и коммуникативные способности, то есть вырабатываются так называемые общеучебные, общекультурные умения. В то же время достигаются собственные, самоценные цели медиаобразования.

11. Сейчас уже достаточно широко признано, что школа должна снабдить учащегося необходимым МЕТОДОЛОГИЧЕСКИМ ИНСТРУМЕНТОМ ДЛЯ КРИТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ИНФОРМАЦИИ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМОЙ МАСС-МЕДИА.

Здесь надо отметить, что масс-медиа, как и любые другие средства коммуникации, действуют как фильтр, отбирающий, компонующий и интерпретирующий информацию. Если обучаемому средствами кино или телевидения предоставлена информация, например, о космосе, о строении вещества, о проблемах экологии и т.д. и эта информация должна стать составной частью формируемых в той или иной учебной дисциплине знаний, то очевидно, что школьник не должен воспринимать получаемую информацию как истину в последней инстанции. В процессе школьного медиаобразования важно показать обучаемому, как, с помощью каких инструментальных средств, имеющих те или иные возможности отображения реального мира, возникает передаваемый по коммуникационным каналам фрагмент картины мира. Обучаемый должен уяснить себе ограниченность такого познания, обусловленную ограниченностью возможностей самих этих средств, должен критически относиться к достоверности предлагаемой информации, анализировать и проверять ее, прежде чем запомнить.

12. Уровень подготовки выпускников того или иного учебного заведения в области медиаобразования во многом зависит от социокультурного окружения школьников. Если эта среда не информатизирована, если обучаемый ограничен в доступе к средствам массовой информации, то его достижения в области медиаобразования должны оцениваться с учетом этих условий.

Способы оценки достижений учащихся в области медиаобразования, об'единенного с различными школьными дисциплинами, могут включать в себя достаточно традиционные для педагогики, психологии и социологии приемы. Это и социологические опросы, и психодиагностика, и предметные тесты, и наблюдения, и творческие работы обучаемых. Интересные результаты может дать "ассоциативный тест", заключающийся в том, что обучаемым предлагается перечень понятий из области медиаобразования с просьбой написать к каждому понятию слова, связанные с ним ассоциативно. Эффективно также анкетирование, связанное с интересом обучаемых к медиаобразованию, желанием и возможностью приобрести знания в областях, относящихся к содержанию и техническим аспектам медиаобразования. На основании такой оценки должен проводиться анализ опыта и навыков школьников в восприятии и эмоционально-логической обработке информации, получаемой ими по каналам масс-медиа.