ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ГУМАНИТАРНО-ЕСТЕСТВЕННОГО ЛИЦЕЯ N 41 г.ИЖЕВСКА


Третий год наш лицей является абонентом образовательной сети PilotNet. В лицее удалось решить проблемы с оснащением техникой и программным обеспечением, необходимыми для работы с телекоммуникациями, а также с оплатой непосредственной работы в сети. Хотя эти затраты сравнительно невелики, но для школы это немало. Однако подобные расходы себя оправдывают. Кроме электронной почты, для школы чрезвычайно важна информация, предоставляемая пользователям в PilotNet, методики, которые предоставляет центр "Контакт", созданный при ИСО РАО, и, конечно, участие в телекоммуникационных проектах.

В этом учебном году школьники лицея участвуют в нескольких проектах:

- турниры по моделированию экономики и менеджмента (МЭМ) в рамках курса "Прикладная экономика" (Junior Achievement). Участники - команды 9, 10, 11-х кл. (учитель В.А.Шухардина). Организатор - исполнительная дирекция отделения Junior Achievement, г.Москва, jamoscow@glas.apc.org;

- проект "Российские просторы" (география). Цель проекта - создать образную аудиовизуальную карту России. Участники - учащиеся 9-го кл. (учитель В.П.Сидоров). Организатор - центр "Контакт" ИСО РАО, г.Москва, isofor@glas.apc.org;

- конкурс исследовательских работ учащихся, выполненных с применением ЭВМ. Отправлены 4 работы учащихся 10-11-х кл. (преподаватель к.ф-м.н. Ч.Ч.Чго ЬЫП). ЧаЬ ПЫУ вйа - root@sambi.samara.su;

- командный заочный турнир юных программистов. Участвовали 4 команды по 4 человека в команде, 8, 9, 10, 11-х кл. (преподаватель ИжГТУ, к.т.н. В.Г.Тарасов, учитель В.А.Шухардина). Организатор - turnir@yz.botik.yaroslavl.su.

Школьники проявляют высокую активность, так как значительно расширяется география участников по сравнению с внутришкольными видами учебной деятельности и есть возможность об'ективно оценить свой уровень. Некоторые учащиеся добиваются успехов в соревнованиях: у ребят появляется стимул к дальнейшему углубленному изучению предметных курсов. В тренировочном турнире по МЭМ (прикладная экономика, см. N 5/95, '╬о╬жйккгПЫж жЫЫ) П иЫ гз╬ПЫжЫ ╫ ва╬е Ьагюю е ЫУ и╬бвЫ (Game1- Game6) У ПпоЫ ю╬а╫л╬ к╬бв , юйж У ╫ б╫й╬ УП ПЫ╬ йбПй╫ алПйзПй╦ нжйПйкЫжЫ Ы гк╬ПЫ╬ юйн╬що вм ╫ щ╬бвйз ╦и╬╦ жйПжга╬ПвПй╦ нйамн╬ жйкю ПЫ╦-дЫак. 'йа╬╫Пй╫ ПЫп юай╫йоЫоЫбм юй бж╬П аЫпк, П юЫб ППлк б кЫкЫ гз йЫкЫбп, звй юйУ╫йоЫой гбвайЫвм бййв╫╬вбв╫гойЫ╦ ойюйоПЫв╬омПл╦ жйПжгаб ооп ╫б╬е щ╬о ойЫе. Ч и жйк По , юйн╬оЫв╬ом Game1, нло юаЫЬо и╬П ╫ Чйбж╫г ооп гз бвЫп ╫ б'╬кж е ю╬а╬о зЫ "Чйкюмов╬а-Чйоо", жйвйа п нло юйж У П юй ю╬а╫й╦ юайЬа кк╬ в╬о╬╫Ыо╬ПЫп 19 пП╫ ап 1995 Ь.

Участие в проектах - более высокий уровень кооперации, совместной деятельности над предложенной или выбранной самостоятельно проблемой. В этом случае учащиеся полностью самостоятельно разрабатывают весь проект, ставят промежуточные задачи, намечают результаты; в этот процесс вовлечены учащиеся и учителя не только одной школы и не только школ данного региона, но и различных стран мира. Речь в этом случае идет уже о глобальных телекоммуникациях, открывающих принципиально новые подходы в обучении.

Нельзя сказать, чтобы Ижевск был где-то на глубокой периферии в смысле развития компьютерных телекоммуникаций: во многих фирмах и на многих предприятиях модем - вещь достаточно привычная и слова "электронная почта" уже почти никого не удивляют. Но вот что касается образования... Остается надеяться, что все же не за горами то время, когда о наших телекоммуникационных успехах и открытиях будут узнавать с помощью сетей не только наши партнеры в Кирове, Белорецке, Зеленограде, но и на соседней улице, в соседней школе. Иными словами, с нашей точки зрения, накопленный опыт (а он немалый!) вполне может быть использован при создании республиканской системы образовательных телекоммуникаций, необходимость создания которой уже, пожалуй, никому не надо доказывать.

В.А.ШУХАРДИНА,

учитель информатики

лицея N 41 г.Ижевска.

Тел. (3412) 20-81-43

E-mail: igevsl@glas.apc.org.