ПРОЕКТ

"ПРОБЛЕМЫ ВОДОСНАБЖЕНИЯ МОСКВЫ"


Проект, затрагивающий такие области, как картография, демография, история, экология, информатика, географический прогноз, экономическое моделирование, проводился в 1994/95 уч. г.

На обсуждение учащимся 14-15 лет была предложена проблема дефицита питьевой воды в столичном регионе. Москва испытывает недостаток водных ресурсов уже давно, и для покрытия дефицита выдвигалось несколько проектов. Учащимся было предложено проанализировать возможность решения проблемы за счет создания резервного водохранилища в верховьях Волги. Были созданы три "экспертные" группы, работающие по следующим направлениям.

1. Создание карты района затопления (пользование географическими и топографическими картами, считывание графической информации путем сканирования, рисование на экране дисплея).

2. Анализ демографической ситуации (обработка статистических материалов, демографический прогноз, создание карт, диаграмм, схем).

3. Исследование возможных путей развития территории (экологические проблемы, создание рекреационной зоны, вопросы сельскохозяйственного производства, создание слайдфильма-комментария).

Цель проекта: исследование возможности создания дополнительного резервуара воды для снабжения Москвы.

Задачи проекта:

- научиться создавать и трансформировать карты района затопления,

- научиться анализировать демографическую ситуацию заданного района,

- научиться проводить социологические опросы по теме проекта, определять возможные пути развития территории,

- научиться проводить экономический анализ,

- освоить метод географического прогнозирования.

Оборудование, которое в условиях медиатеки при этом применялось, было самым разнообразным (компьютер с широким набором периферийных устройств, магнитофоны, видеомагнитофоны, диапроекторы и пр.).

Первая группа учащихся при создании карты имела в своем распоряжении компьютер, сканер, лазерный принтер. Использовалась издательская система "Page Maker".

Вторая группа собирала и изучала сведения из словарей, энциклопедий и справочников, собирала информацию в телекоммуникационных базах данных (Статуправление Москвы - Библиотека Канады), сравнивала эти данные, проводила социологический опрос среди школьников и родителей.

Третья группа также имела дело со справочной литературой. Ребята тщательно изучали видеоматериалы и слайды, собранные в медиатеке гимназии, работали в телекоммуникационных сетях, осваивая фонды крупных библиотек мира по вопросам экологии.

В ходе проведения проекта появилась еще одна группа, к выводам которой нельзя было не прислушаться. Вместо экстенсивного способа решения данной проблемы учащиеся предложили изыскать внутренние резервы, предусмотрели режим экономии. Эта четвертая группа работала с компьютерными программами математических расчетов, графическим и текстовым редакторами, строя диаграммы и графики, обрабатывая статистические материалы, полученные в телекоммуникационных сетях.

В процессе работы ребята превратились в настоящих экспертов, прекрасно разбирающихся в проблеме. На заключительном занятии при подведении итогов каждая из групп успешно "защитила" свой проект.

Е.А. МАЗОХИНА