Точка зрения на преподавание основ информатики и ВТ


Как известно, появление предмета "Основы информатики и ВТ" в учебных планах средней школы было связано с массовым внедрением средств ВТ практически во все сферы человеческой деятельности и проходило под лозунгом "Программирование вторая грамотность". И хотя впоследствии он был преобразован в "компьютерную грамотность", темы, связанные с основами алгоритмизации и программированием, по-прежнему занимают большую часть учебного времени и составляют основу курса во всех действующих учебных пособиях.

Между тем в большинстве случаев каждое конкретное приложение средств ВТ связано с применением готового программного продукта, использование которого не предполагает владения навыками программирования: от включения электронного зажигания автомобиля до получения информации из распределенной базы данных или составления финансового отчета. Более того, современные программные средства скорее ориентируются на профессионализм специалиста в своей области, а не в области программирования. Так, например, пользователь издательской системы вполне может не иметь представления ни о циклах, ни о подпрограммах, но не сможет грамотно сверстать газетную полосу, не зная, что такое трекинг, кернинг, интерлиньяж и т. п.

Указанное обстоятельство кажется достаточно веской причиной для пересмотра существующего положения. У тех же, кто отстаивает необходимость преподавания основ алгоритмизации в массовой школе, два аргумента представляются автору статьи заслуживающими внимания.

1. В общеобразовательной школе преподают основы наук, а основой массового применения средств ВТ является программирование (в широком смысле включая, в частности, формализацию задачи, описание ее решения на алгоритмическом языке и представление полученных результатов).

2. Изучение формальной системы, например алгоритмического языка, является мощным средством интеллектуального развития, демонстрирует на практике существенные особенности современного научного подхода (см. предыдущий пункт).

Остановимся вначале на втором тезисе. Как показывает учебная практика, серьезных проблем с изучением языка программирования, как такового, обычно не возникает. Проблемы начинаются при попытках применить полученные навыки и причина этого проста: язык служит средством выражения мыслей, например методов решения задач. А если таковых (мыслей) нет, то и выражать, оказывается, нечего. В самом деле, использование средств ВТ основано, в частности, на формализации задачи, позволяющей численно представить информацию и использовать для ее обработки методы современной математики. И как раз математические методы далеко выходят за рамки школьной программы. Более того, использование даже вполне известных методов требует определенного уровня математической культуры, также недостижимого в массовой школе. Несколько достаточно искусственных примеров, найденных авторами учебных пособий (исключая явно несуразные случаи вроде решения уравнения теплопроводности в конечных разностях в учебнике Ершова), по-видимому, полностью покрывают возможности среднего школьника. В результате остается заниматься чисто техническим программированием и либо разрабатывать простенькие игровые программы, либо множить и без того огромное число контролирующих программ по предметам, единственная польза от которых - возможность для школы отчитаться в использовании компьютеров для преподавания предметов. Поэтому говорить о действительном развитии таким способом интеллектуальных способностей или освоении элементов современного научного подхода особенно не приходится.

Обратимся теперь к первому из сформулированных аргументов. Автор согласен с тем, что в средней школе должны изучаться основы наук. Однако:

- массовое использование средств ВТ и основанные на этом понятия "информационного общества" или "информационных технологий" базируются далеко не только на программировании, которое принципиально не слишком изменилось за последние десятилетия;

- подобно тому как проектировщику линий связи требуются понятия и методы теории информации, а конструктору - основы начертательной геометрии, так и программист в своей деятельности использует понятия и методы из различных областей математики, однако во всех этих случаях деятельность направлена на получение конкретного результата, а не на построение общей теории; так что занятие программированием относится больше к техническим дисциплинам, нежели к общенаучным, а потому обучение программированию является прерогативой профессиональной подготовки, а не общенаучной.

И, наконец, ситуация, когда систематическое изучение какой-либо дисциплины вступает в противоречие с возможностями массовой школы, исключением для последней не является: достаточно упомянуть многие разделы курса физики (термодинамика, ядерная физика и пр.), обществоведение, ныне изучаемое под разнообразными названиями, и другие; подобные коллизии разрешаются с разной степенью успешности, но сама по себе ситуация достаточно обычна Ч надо только определить, какие понятия и навыки следует считать общими или общеучебными (т.е. без которых не обойтись).

Подводя итог обсуждению, автор считает необходимым отметить следующее. Успешные занятия программированием помимо общематематической подготовки требуют определенного стиля мышления и развития определенных способностей, которые имеются далеко не у каждого школьника (а в особенности школьницы). В последнем случае обязательное овладение программистскими навыками может привести к возникновению психологического барьера в общении со средствами ВТ.

Разумеется, рамки полемической газетной статьи не позволяют подробно и аргументированно остановиться на содержании того курса, который, по мнению автора, должен изучаться в массовой школе. В качестве разумной альтернативы действующим учебникам можно назвать программу непрерывного курса информатики, опубликованную в N 2, 3, 4/95 настоящего издания, основу которой составляет подготовка квалифицированного пользователя. Изучение же программирования следует оставить в лицейских классах естественно-математического профиля, классах с углубленным изучением математики и т.п.

И в заключение одно замечание. В последние годы наметилась мода на перенос элементов курса в младшие классы, вплоть до начальной школы. Ничего плохого или невозможного в этом нет, если только полученные при этом навыки находят применение в дальнейшем при изучении других дисциплин, а не остаются невостребованными, либо обучение информатике не замыкается на себе. Время, когда следует обучать элементам курса, должно определяться наличием необходимого парка ЭВМ, а главное, программного обеспечения, используемого в учебной и внеурочной деятельности.

Е.М.КУЗНИЦКИЙ