Франция/FRANCE

Управление системой образования:

Управление современной системой образования Франции характеризуется высокой степенью централизации (по сравнению со всеми остальными Европейскими странами) и одновременно большим разнообразием учебных заведений послешкольного образования. Корни централизованности в управлении лежат в формировании профессиональных сообществ и сохранении цехового принципа в определении политики учебных заведений. Современная система профсоюзов хорошо дополнила прежнюю цеховую организацию. Так, в управлении образованием принимают участие, помимо Министерства образования, во-первых, профессиональные ассоциации, во-вторых, большую роль играют обьединения преподавателей различных уровней и ступеней образования (в строгом соответствии имеющейся иерархии учебных заведений). Об этом свидетельствует большое количество научно-профессиональных академий, выведение всей научной и исследовательской работы, включая и разработку образовательных программ, вовне системы высшего образования.

Научные исследования проводятся специализированными учреждениями: Коллеж де Франс (основан в 1530 году), Парижская обсерватория (основана в 1672 году), Практической высшей школой (1868 год), Национальным центром научных исследований (1936 год) и рядом других научных институтов и организаций, не столь именитых.

Ведомственный контроль обеспечивает высокую степень единообразия профессиональных требований к подготовке специалистов, единообразие дипломов и их качественную эквивалентность.

Стратификация и секторизация в высшем образовании:

С особенностями управления тесно связана высокая степень диверсификации и иерархии учебных заведений. Помимо того, что высшие учебные заведения являются государственными или частными, они строго распределены по типам подготовки и прикреплены к соответствующим сферам социальной активности.

Внешняя иерархия разделяет учебные заведения на университеты и их отделения, дающие высшее образование в гуманитарных науках, искусстве, юриспруденции, естественных науках (дипломы DEUG - диплом об окончании общеуниверситетского курса); технологические институты (IUT) и инженерные школы (ENSI); специализированные учебные заведения, дающие специальную подготовку в области управления, иностранных языков, политики, коммуникации, физического воспитания и др. (государственный сектор); Grandes Ecoles (профессиональные негосударственные или государственные высшие школы, имеющие крайне строгие правила приема, дающие высшее профессиональное образование, обеспечивающие высокие шансы на рынке труда.).

Эти типы учебных заведений почти не пересекаются между собой по секторам подготовки к профессиональной деятельности. Подготовка качественно различна: по продолжительности обучения, ценности диплома, профессиональной направленности.

Университеты являются государственными учебными заведениями. Будучи самыми старыми и некогда наиболее престижными учебными заведениями послешкольного образования, сегодня они практически не претендуют на подготовку к профессиональной деятельности. Университеты считаются наиболее демократической формой получения образования, дающей общенаучную или общегуманитарную подготовку (первые два курса). Это позволяет затем получить профессиональное образование в высших школах. Университеты также имеют сильные академические и демократические студенческие традиции, являются частью сети исследовательских лабораторий (представляющих собой отдельные подразделения в структуре университета), остаются почетным местом прикрепления членов академий наук и искусств. Поступление в университет гарантирует приобщение к традициям студенческой жизни, но не обеспечивает престижной специальности и диплома, дающего пожизненное место в профессиональной сфере.

Университеты обьединяют программы различного типа: одно- двухгодичные программы общегуманитарной или естественно-научной подготовки (после которых можно продолжать образование в университете или поступать в Grandes Ecoles), трехгодичные технические программы; полные программы с семилетним циклом обучения (включая подготовительную ступень общего образования), каждый дополнительный год обучения после получения общеуниверситетского диплома завершается присвоением диплома определенного типа. Общее количество программ - порядка 26. В рамках университетов существуют программы общетехнической, инженерной и специальной подготовки (около 72 видов)

Учебные заведения "короткого цикла" обучения: к ним относятся инженерно-технические институты с университетским статусом, парамедицинские курсы, высшие технические профессиональные курсы в структуре профессионального лицея. Эти программы рассчитаны на 2-4 года обучения, после чего присваивается соответствующий диплом.

Высшие профессиональные школы (Grandes Ecoles): являются учебными заведениями "длинного цикла". Они принимают студентов по результатам экзамена после окончания специальных подготовительных курсов или после окончания общеуниверситетского цикла. Структура учебных заведений типа Grands Ecoles:

1) Профессиональные научные школы для подготовки военных и гражданских инженеров (около трех лет);
2) Школы для подготовки школьных учителей (различного уровня школы готовят преподавателей для разных ступеней средних и высших школ). Система педагогического образования является наиболее четко структурированной и последовательной. Подготовка преподавателей сопровождается рядом серьезных тестов и экзаменов на профессиональную зрелость, только после этого присваивается квалификация учителя. Такая квалификация дает право на практически пожизненное рабочее место);
3) Сельскохозяйственные и ветеринарные школы;
4) Школы управления и администрирования (эти школы имеют очень высокую репутацию и готовят специалистов международного класса).
Помимо внешней иерархии существует иерархия внутренняя - в структуре самих секторов учебных заведений.

Вся послевузовская научная деятельность сосредоточена в государственных научно-исследовательских институтах, которые могут организационно входить в структуру университета.

Следующим важным параметром системы образования Франции является способ обеспечения баланса элитарности и массовости за счет существования системы раннего выбора типа образования. Ранний выбор специальности и профессиональной карьеры позволяет учебным заведениям сохранять высокие требования и обеспечивать преемственность курсов на различных ступенях обучения.

По окончании средней ступени общеобразовательной школы школьники могут выбрать (в соответствии со своими академическими успехами на предыдущей ступени) "длинный" или "короткий" цикл продолжения образования:

1) Продолжение образования в лицее (по трем программам различной сложности - естественно-научной, гуманитарной, технической) - так называемый "длинный цикл" полного среднего образования, четыре года. Обучение на этой ступени дает академическую подготовку и диплом бакалавра, открывающий путь к высшему образованию, либо диплом технический - brevet de technicien - также открывающий дорогу к высшему образованию соответствующего профиля.
2) Короткий цикл обучения (2 года) - подготовка в специальном профессиональном лицее (Licee d'enseignement professionel) различных типов, что дает профессиональную подготовку (технический диплом), позволяющий либо начинать профессиональную деятельность, либо продолжать обучение в течение еще трех лет в специальном учебном заведении (высшей технической школе) и получить диплом бакалавра или диплом о техническом образовании, дающий право поступления в вуз.
Баланс элитарности и массовости обеспечивается в частности за счет того, что ни один из путей не является терминальным(окончательным), т.к. всегда имеется возможность продолжения образования на следующем уровне. Это продолжение может быть непосредственным, с переходом со ступени на ступень, а может быть постепенным, с перерывами после каждой ступени.

Стратификация внутри образовательных учреждений поддерживается также за счет формулирования требований к поступающим.

Для французских граждан (и для граждан стран Европы с аналогичной структурой средней школы) требования определяются уровнем и результатами предшествующей подготовки:

1) диплом бакалавра или эквивалентный диплом о среднем образовании и готовности продолжить образование на уровне высшей школы (некоторые университетские программы, неуниверситетские школы и институты);
2) помимо представления диплома бакалавра требуется пройти собеседование или специальный экзамен (некоторые университетские программы с ограниченным приемом, некоторые высшие школы);
3) требуется дополнительная одно-двухгодичная подготовка и представление диплома об общем университетском образовании, который выдается по окончании двух курсов университета или специального подготовительного учебного заведения (требование элитарных профессиональных школ);
4) эквивалентными диплому бакалавра признаются дипломы о среднем образовании, выданные в странах ЕС, либо подтвержденные международным офисом в Женеве.

Основные адреса для получения дополнительной информации:

1) Ministere de l'Education Nationale, Direction Enseignement Superieur (Управление высшего образования в министерстве образования)

Rue Dufot 61-65

F-750015 Paris

tel. 33.1.40 65 65 40

telex 20 46 32

2) Office national d'information sur les enseignements et les professions (ONISEP) (Национальный центр информации по образованию и профессиональной подготовке)

46-50 rue Albert

F-75635 Paris Cedex 13

tel. 33.1.40 77 60 00

fax 33.1.45 86 60 85

3) Centre d'Informaton sur la reconaissance des diplomes et la mobilite academique: (Информационный центр по признанию эквивалентности дипломов и академической мобильности) Ministere de l'Education national (Национальное министерство образования) Direction des Affaires generales, international et de la Cooperation. (Управление по общим и международным вопросам и кооперации) Bureau d'information, de documentation et de soutien aux etablissements. (Информационное бюро, документационный центр)

DAGIC 7

110 Rue de Grenelle

75007 Paris, France

tel. 33.1.40 65 65 90

fax 33.1.45 44 57 87