Научные исследования проводятся специализированными учреждениями: Коллеж де Франс (основан в 1530 году), Парижская обсерватория (основана в 1672 году), Практической высшей школой (1868 год), Национальным центром научных исследований (1936 год) и рядом других научных институтов и организаций, не столь именитых.
Ведомственный контроль обеспечивает высокую степень единообразия
профессиональных требований к подготовке специалистов, единообразие дипломов и
их качественную эквивалентность.
Внешняя иерархия разделяет учебные заведения на университеты и их отделения,
дающие высшее образование в гуманитарных науках, искусстве, юриспруденции,
естественных науках (дипломы DEUG - диплом об окончании общеуниверситетского
курса); технологические институты (IUT) и инженерные школы (ENSI);
специализированные учебные заведения, дающие специальную подготовку в области
управления, иностранных языков, политики, коммуникации, физического воспитания
и др. (государственный сектор); Grandes Ecoles (профессиональные
негосударственные или государственные высшие школы, имеющие крайне строгие
правила приема, дающие высшее профессиональное образование, обеспечивающие
высокие шансы на рынке труда.).
Эти типы учебных заведений почти не пересекаются между собой по секторам
подготовки к профессиональной деятельности. Подготовка качественно различна: по
продолжительности обучения, ценности диплома, профессиональной
направленности.
Университеты являются государственными учебными заведениями. Будучи самыми
старыми и некогда наиболее престижными учебными заведениями послешкольного
образования, сегодня они практически не претендуют на подготовку к
профессиональной деятельности. Университеты считаются наиболее демократической
формой получения образования, дающей общенаучную или общегуманитарную
подготовку (первые два курса). Это позволяет затем получить профессиональное
образование в высших школах. Университеты также имеют сильные академические и
демократические студенческие традиции, являются частью сети исследовательских
лабораторий (представляющих собой отдельные подразделения в структуре
университета), остаются почетным местом прикрепления членов академий наук и
искусств. Поступление в университет гарантирует приобщение к традициям
студенческой жизни, но не обеспечивает престижной специальности и диплома,
дающего пожизненное место в профессиональной сфере.
Университеты обьединяют программы различного типа: одно- двухгодичные программы
общегуманитарной или естественно-научной подготовки (после которых можно
продолжать образование в университете или поступать в Grandes Ecoles),
трехгодичные технические программы; полные программы с семилетним циклом
обучения (включая подготовительную ступень общего образования), каждый
дополнительный год обучения после получения общеуниверситетского диплома
завершается присвоением диплома определенного типа. Общее количество программ -
порядка 26. В рамках университетов существуют программы общетехнической,
инженерной и специальной подготовки (около 72 видов)
Учебные заведения "короткого цикла" обучения: к ним относятся
инженерно-технические институты с университетским статусом, парамедицинские
курсы, высшие технические профессиональные курсы в структуре профессионального
лицея. Эти программы рассчитаны на 2-4 года обучения, после чего присваивается
соответствующий диплом.
Высшие профессиональные школы (Grandes Ecoles): являются учебными заведениями
"длинного цикла". Они принимают студентов по результатам экзамена после
окончания специальных подготовительных курсов или после окончания
общеуниверситетского цикла. Структура учебных заведений типа Grands Ecoles:
Вся послевузовская научная деятельность сосредоточена в государственных
научно-исследовательских институтах, которые могут организационно входить в
структуру университета.
Следующим важным параметром системы образования Франции является способ
обеспечения баланса элитарности и массовости за счет существования системы
раннего выбора типа образования. Ранний выбор специальности и профессиональной
карьеры позволяет учебным заведениям сохранять высокие требования и
обеспечивать преемственность курсов на различных ступенях обучения.
По окончании средней ступени общеобразовательной школы школьники могут выбрать
(в соответствии со своими академическими успехами на предыдущей ступени)
"длинный" или "короткий" цикл продолжения образования:
Стратификация внутри образовательных учреждений поддерживается также за счет
формулирования требований к поступающим.
Для французских граждан (и для граждан стран Европы с аналогичной структурой
средней школы) требования определяются уровнем и результатами предшествующей
подготовки:
F-750015 Paris
tel. 33.1.40 65 65 40
telex 20 46 32
F-75635 Paris Cedex 13
tel. 33.1.40 77 60 00
fax 33.1.45 86 60 85
110 Rue de Grenelle
75007 Paris, France
tel. 33.1.40 65 65 90
fax 33.1.45 44 57 87Стратификация и секторизация в высшем образовании:
С особенностями управления тесно связана высокая степень диверсификации и
иерархии учебных заведений. Помимо того, что высшие учебные заведения являются
государственными или частными, они строго распределены по типам подготовки и
прикреплены к соответствующим сферам социальной активности.
Помимо внешней
иерархии существует иерархия внутренняя - в структуре самих секторов учебных
заведений.
Баланс элитарности и массовости обеспечивается в частности за счет
того, что ни один из путей не является терминальным(окончательным), т.к. всегда
имеется возможность продолжения образования на следующем уровне. Это
продолжение может быть непосредственным, с переходом со ступени на ступень, а
может быть постепенным, с перерывами после каждой ступени.
Основные адреса для получения дополнительной информации:
1) Ministere de l'Education Nationale, Direction Enseignement Superieur
(Управление высшего образования в министерстве образования)
Rue Dufot 61-65
2) Office national d'information sur les enseignements et les professions
(ONISEP) (Национальный центр информации по образованию и профессиональной
подготовке)
46-50 rue Albert
3) Centre d'Informaton sur la reconaissance des diplomes et la mobilite
academique: (Информационный центр по признанию эквивалентности дипломов и
академической мобильности) Ministere de l'Education national (Национальное
министерство образования) Direction des Affaires generales, international et
de la Cooperation. (Управление по общим и международным вопросам и кооперации)
Bureau d'information, de documentation et de soutien aux etablissements.
(Информационное бюро, документационный центр)
DAGIC 7