ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УКАЗ

18.08.94, N 1696, Москва, Кремль

О ПРЕЗИДЕНТСКОЙ ПРОГРАММЕ "ДЕТИ РОССИИ"

ОПУБЛИКОВАНО: 22.08.94 СОБРАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РФ, 1994 N 17, ст. 1955

27.08.94 РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА, 1994, N 163

<См.также: постановление Правительства РФ от 25 ноября 1994 г., N 1299>


В целях улучшения положения детей в Российской Федерации, создания благоприятных условий для их жизнедеятельности, обучения и развития ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Утвердить федеральную программу "Дети России" в качестве президентской программы в составе следующих целевых программ: "Дети-инвалиды", "Дети-сироты", "Дети Севера", "Дети Чернобыля", "Планирование семьи" и "Развитие индустрии детского питания в РСФСР на 1991-1995 годы".

2. Правительству Российской Федерации:

обеспечить финансирование президентской программы "Дети России" в полном об'еме в соответствии со статьями 17 и 36 Федерального закона "О федеральном бюджете на 1994 год";

продлить действие президентской программы "Дети России" на 1996-1997 годы и до 1 мая 1995 г. осуществить разработку дополнительных мероприятий по целевым программам;

расширить состав целевых программ, входящих в президентскую программу "Дети России", включив в нее целевые программы "Одаренные дети", "Организация летнего отдыха детей", "Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев";

обеспечить разработку указанных целевых программ до 1 мая 1995г., предусмотрев в федеральном бюджете на 1996 год соответствующие источники их финансирования.

3. Рекомендовать исполнительной власти суб'ектов Российской Федерации разрабатывать соответствующие программы по улучшению положения детей на основе президентской программы "Дети России".

4. Настоящий указ вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент Российской Федерации
Б.Ельцин


УТВЕРЖДЕНА Указом Президента Российской Федерации 18.08.94 N 1696

ПРЕЗИДЕНТСКАЯ ПРОГРАММА "ДЕТИ РОССИИ"

Обоснование разработки

Улучшение положения детей в Российской Федерации, создание благоприятных условий для их жизнедеятельности, обучения и развития детей - ключевая цель национального развития.

На начало 1994 года число детей в Российской Федерации составляло 39,4 млн. человек, или 26,5 процента всего населения Российской Федерации. В условиях социально-экономического кризиса проблемы детей в России достигли предельной остроты и их безотлагательное решение стало жизненно необходимым. Нарастают неблагоприятные тенденции в демографических процессах, состоянии здоровья детей. Крайне высокой остается младенческая смертность, растут детская заболеваемость и инвалидность. Ухудшилось питание большинства детей, ограничился их доступ к внешкольному образованию, культуре, полноценному отдыху. Возрастают детская безнадзорность, преступность, наркомания. Обострена проблема социального сиротства, большинство современных сирот - это дети, брошенные родителями.

Приоритет интересов и благосостояния детей во всех сферах жизни государства закреплен в Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1989 году, обязательство по выполнению которой взяла на себя Российская Федерация.

Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 1992 г. N 543 "О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы" проблема выживания, защиты и развития детей признана приоритетной на федеральном и региональном уровнях, в частности при формировании федерального бюджета Российской Федерации, распределении материальных и финансовых ресурсов, организации и развитии производства, инвестировании социально-экономических программ. В соответствии с этим Указом Правительством Российской Федерации разработана федеральная программ "Дети России".

Цель и содержание федеральной программы

Целью федеральной программы "Дети России" является создание условий для нормального развития и жизнедеятельности детей, обеспечение их социальной защиты в период коренных социально-экономических преобразований и реформ.

В состав федеральной программы "Дети России" входят федеральные целевые программы "Государственная программа развития индустрии детского питания в РСФСР на 1991-1995 годы"*, "Дети Чернобыля"**, "Планирование семьи", "Дети инвалиды", "Дети сироты", "Дети Севера".

* Утверждена постановлением Совета Министров РСФСР от 31 января

1991 г. N 70.

** Одобрена постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 27 апреля 1991 г. N 1113-1. Программа доработана в связи с увеличением количества регионов, относимых к территориям, подвергшимся радиоактивному загрязнению.

Государственная программа развития индустрии детского питания в РСФСР на 1991-1995 годы направлена на решение комплекса задач, в том числе обеспечение промышленности высококачественным сырьем за счет создания специализированных зон по выращиванию кормовых культур, овощей, плодов и фруктов, а также по производству мяса и молока с гарантированно низким содержанием пестицидов, солей тяжелых металлов и ядохимикатов; развитие материально-технической базы отрасли, технического перевооружения, реконструкции, расширения и строительства новых предприятий, производящих детское питание и необходимые компоненты; обеспечение биологической потребности детей раннего возраста в специальных и лечебных продуктах питания по установленным нормам; удовлетворение потребностей производства детского питания в современных видах тары и тароупаковочных материалов, обеспечивающих сохранность продуктов, необходимую дозировку и транспортировку; совершенствование системы реализации продуктов для детей раннего возраста и решение ряда других задач.

Программа "Дети Чернобыля" нацелена на снижение воздействия на детей неблагоприятных факторов чернобыльской катастрофы. Они включает комплекс мер по улучшению качества жизни, медицинской, психологической и реабилитационной помощи детям и женщинам, проживающим на территориях, подвергшихся радиоактивному воздействию; по обеспечению правовой и социальной защиты детей, беременных женщин и кормящих матерей; укреплению материально-технической базы детских лечебно-профилактических, школьных и дошкольных учреждений.

Программ "Планирование семьи" ориентирована на создание системы, обеспечивающей население знаниями вопросов планирования семьи; разработку новых подходов к обучению подростков, их родителей по вопросам сексуального и репродуктивного поведения, этике семейно-брачных отношений; усиление ответственности семьи и школы за половое воспитание подростков; организацию службы с профессионально подготовленными кадрами по вопросам планирования семьи и обеспечения ее современным оборудованием, средствами контрацепции в нужном об'еме и ассортименте; активизацию научных исследований по проблеме планирования семьи с учетом региональных и национальных особенностей.

Программа "Дети-инвалиды" направлена на формирование основ комплексного решения проблем детей с ограниченными возможностями и семей, в которых они воспитываются, создание условий для независимой жизни этой части населения, решение медико-социальных, социально-экономических и нравственных проблем детей-инвалидов и их родителей, вопросов профилактики детской инвалидности, создания системы реабилитации таких детей, организации разработки и выпуска изделий, необходимых для нормальной жизнедеятельности и адаптации в обществе.

Программа "Дети-сироты" включает комплекс мер по созданию наиболее благоприятных условий для подготовки детей, лишившихся попечения родителей, к самостоятельной жизни в современной социально-экономической обстановке: предупреждению появления социального сиротства, развитию форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; социально-экономическому обеспечению детей-сирот, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа, развитию кадровой и материальной базы этих учреждений, совершенствованию медицинского обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Программа "Дети Севера" нацелена на обеспечение защиты интересов детей, живущих на Севере, в первую очередь детей малочисленных народов, создание условий для достижения нормального уровня жизни и предоставления для них равных стартовых возможностей, удовлетворение их потребностей в физическом, психическом и социальном развитии в течение всего периода социализации.

Финансовое обеспечение федеральной программы "Дети России"

Общие затраты из республиканского бюджета Российской Федерации на реализацию федеральной программы "Дети России" в 1993-1995 годах оцениваются в 301,206 млрд.рублей (в ценах на 1 января 1993 г.).

В 1993 году было выделено 24,478 млрд.рублей, в том числе по программам:

"Дети-инвалиды" - 5,336
млрд.рублей;

"Дети Чернобыля" - 9,042 млрд.рублей;

"Планирование семьи" - 1,0 млрд.рублей;

"Индустрия детского питания" - 9,1 млрд.рублей.

В соответствии с Федеральным законом от 1 июля 1994 г. N 9-ФЗ "О федеральном бюджете на 1994 год" на финансирование целевых программ, входящих в федеральную программу "Дети России", предусмотрено выделение 178179,6 млн.рублей, в том числе:

"Дети-инвалиды" -
54696,0 млн.рублей;

"Дети-сироты" - 443,2 млн.рублей;

"Дети Чернобыля" - 82317,4 млн.рублей;

"Планирование семьи" - 26644,4 млн.рублей;

Развитие индустрии детского питания - 11653,6 млн.рублей.

Одним из источников финансирование реализации федеральной программы "Дети России" могут являться также средства из бюджетов суб'ектов Российской Федерации.

Предполагается привлечь средства российских и зарубежных неправительственных организаций, коммерческих структур, физических лиц, участвующих в реализации федеральных целевых программ на добровольной основе.

Механизм реализации федеральной программы "Дети России"

Координацию работы по реализации федеральной программы "Дети России" осуществляет Министерство социальной защиты населения Российской Федерации.

Министерства и ведомства - государственные заказчики федеральных целевых программ создают для координации работ по их реализации рабочие группы из числа руководителей подразделений различных министерств и ведомств, общественных организаций, являющихся и исполнителями программ.

Ожидаемые конечные результаты

Реализация федеральной программы "Дети России" позволит добиться улучшения охраны здоровья детей, снижения материнской и младенческой заболеваемости и смертности, детской инвалидности, создания условий для интеграции в общество детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечения детей раннего возраста полноценным питанием, снижения воздействия на детей, беременных женщин и кормящих матерей неблагоприятных факторов чернобыльской катастрофы, будет способствовать выполнению в России Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы.


Проект

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ДЕТИ ЧЕРНОБЫЛЯ"

Обоснование разработки

Авария на Чернобыльской АЭС в апреле 1986 г. привела к загрязнению экологической среды радиоактивными осадками, выпавшими на ряде территорий Российской Федерации, на которых живут более 780 тыс. детей в возрасте до 15 лет. Дети как наиболее радиочувствительная часть населения получили большую радиационную нагрузку. Многие из них продолжают жить в условиях повышенного радиационного фонда и загрязнения окружающей среды. Опасность радиационного облучения заключается не только в возможном влиянии на здоровье самого ребенка, но и на его потомство.

Принятые в 1986-1992 годах защитные меры (отселение, ограничение потребления местных продуктов, иодная профилактика и другие) позволили существенно снизить дозы облучения детей. Однако не во всех случаях были проведены своевременно и в полном об'еме. В результате этого значительная часть детского населения получила дозовую нагрузку на щитовидную железу.

Чернобыльская катастрофа отрицательно отразилась на эмоционально-психологическом и социально-нравственном самочувствии детей. Проведенные обследования показали, что подавляющее большинство школьников не чувствуют себя здоровыми, испытывают различные недомогания; значительная часть их ощущает беспокойство, неуверенность в себе и в своем будущем. У учащихся пострадавших регионов появляются дополнительные по отношению к учебе антистимулы: ослабленное здоровье, необходимость менять школу и коллектив во время учебы и оздоровительного отдыха, неудовлетворительные санитарные условия, тревожное внутреннее психологическое состояние.

В целях медико-социальной и психологической защиты детей Российской Федерации, пострадавших в результате аварии на Чернобыльской АЭС, 17 апреля 1991 г. Верховным Советом РСФСР была одобрена республиканская программа "Дети Чернобыля"*.

28 декабря 1991 г. Совет Министров - Правительство Российской Федерации распоряжением N 237-р утвердил дополненный перечень населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения, включающий 11 областей Российской Федерации (Брянская, Белгородская, Воронежская, Калужская, Курская, Ленинградская, Липецкая, Орловская, Рязанская, Тамбовская, Тульская). Число проблем, порожденных аварией на Чернобыльской АЭС, не уменьшается, а возрастает. Все это вызывает необходимость внесения дополнений и изменений в ранее разработанную программу.

* Постановление Верховного Совета РСФСР N 1113-1 от 27 апреля 1992 г.

Цели и задачи федеральной целевой программы

Федеральная целевая программа ставит комплексное решение проблем социальной, медицинской, психолого-педагогической реабилитации детей, пострадавших в результате аварии на Чернобыльской АЭС, а также сохранение здоровья и лечение беременных женщин и кормящих матерей, живущих в пострадавших районах.

Основными задачами федеральной целевой программы являются:

оснащение медицинских учреждений, расположенных на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, современной диагностической аппаратурой, необходимой для проведения профилактических осмотров детского населения с использованием информативных методов обследования по стандартизованным протоколам с учетом специфики радиационного воздействия;

коррекция структуры существующей сети лечебно-профилактических учреждений (организация специализированных отделений эндокринологического, онкогематологического, эндоскопического, восстановительного лечения и реабилитации, психолого-социальной адаптации и разгрузки и других);

создание единой сети многопрофильных санаторно-курортных учреждений для круглогодичного оздоровления детей, живущих на загрязненных территориях, эвакуированных из зон отчуждения и отселения, родившихся в семьях ликвидаторов последствий аварии на Чернобыльской АЭС, с учетом научно обоснованной потребности в санаторно-курортном лечении;

обеспечение пострадавших детей, беременных женщин и кормящих матерей гарантированным питанием, экологически чистыми продуктами, включающими пищевые добавки, способствующие ослаблению влияния радионуклидов на организм;

создание психологической службы, включающей единую сеть специализированных кабинетов медико-психологической, психолого-педагогической помощи детям, семьям;

внедрение новых педагогических технологий компенсаторного образования;

организация научных исследований по медицинским, медико-психологическим и психолого-педагогическим проблемам социальной реабилитации детей, пострадавших от чернобыльской катастрофы.

Государственный заказчик

Государственным заказчиком Федеральной целевой программы является Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Ожидаемые конечные результаты

Реализация мероприятий, предусмотренных федеральной целевой программой, позволит добиться снижения воздействия на детей, беременных женщин и кормящих матерей неблагоприятных факторов чернобыльской катастрофы, улучшить качество их жизни и медицинскую помощь, обеспечить правовую, психологическую и социальную защиту.