1 Министерство образования Российской Федерации
Письмо
N 62-М от 15.08.95.
Органы управления образованием суб'ектов Российской Федерации, учреждения и организации, непосредственно подчиненные Министерству образования Российской Федерации
Министерство образования Российской Федерации доводит до сведения и для руководства в работе постановление Правительства Российской Федерации от 16.01.95 г. N 43 "О федеральной целевой программе "Создание и развитие Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях".
Приложение: упомянутое на 7 л.
Заместитель федерального
министра
М.Н.ЛАЗУТОВА
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 января 1995 г. N 43
г. Москва
О федеральной целевой программе "Создание и развитие Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях"
В целях предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Правительство Российской Федерации постановляет:
Председатель Правительства
Российской Федерации
В.ЧЕРНОМЫРДИН
ОДОБРЕНА
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 16 января 1995 г. N 43
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
2 Создание и развитие Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях
Федеральная целевая программа "Создание и развитие Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях" (далее именуется Программа) разработана в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 1992 г. N 105 "О плане основных мероприятий Российской Федерации по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на 1992 год".
Российская система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС) создана в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 1992 года N 261.
В результате чрезмерной концентрации промышленности в отдельных регионах, усложнения технологических процессов, использования значительного числа взрыво-, пожаро-, радиационно- и химически опасных веществ и износа оборудования наблюдается рост количества аварий и катастроф, увеличивается число человеческих жертв, возрастает материальный ущерб от чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Велики социально-экономические последствия природных чрезвычайных ситуаций.
Опыт ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий показывает необходимость повышения оперативности управления процессами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. На качественно новый уровень необходимо поднять готовность населения и специалистов РСЧС к действиям в чрезвычайных ситуациях. Требуют дальнейшего развития и оснащения современными техническими средствами силы РСЧС. Постоянную опасность представляют собой аварии и катастрофы на химически опасных об'ектах, так как их высокая концентрация в городах и отдельных регионах делает население особо уязвимым при возникновении чрезвычайных ситуаций.
Кардинальное решение проблемы защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера и уменьшение их социально-экономических и экологических последствий возможно только с осуществлением комплекса мероприятий по предупреждению и обеспечению готовности к действиям в чрезвычайных ситуациях.
Программа направлена на повышение эффективности мероприятий по защите населения, предупреждению и обеспечению готовности к действиям при авариях, катастрофах и стихийных бедствиях.
Программой предусматривается осуществить на местном, региональном и федеральном уровнях управления РСЧС комплекс мер по предупреждению и подготовке к действиям в чрезвычайных ситуациях техногенного и природного характера.
Программа состоит из следующих подпрограмм: создание автоматизированной информационно-управляющей системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (АИУС РСЧС);
обучение населения, подготовка специалистов органов управления РСЧС и сил ликвидации чрезвычайных ситуаций;
оснащение техническими средствами сил РСЧС; безопасность населения при чрезвычайных ситуациях, связанных с хранением, производством, применением, транспортированием и утилизацией химически опасных веществ и изделий на их основе.
Создание АИУС РСЧС направлено на расширение возможности системы управления РСЧС по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, выработку оптимальных решений на всех уровнях управления РСЧС, а также повышение готовности систем связи и оповещения, сил и средств РСЧС к действиям в чрезвычайных ситуациях.
Обучение населения, подготовка специалистов органов управления РСЧС и сил ликвидации чрезвычайных ситуаций предусматривает создание
3 новой государственной системы подготовки специалистов и населения, основанной на применении новых учебных программ и методик обучения, компьютерных средств, интенсивных методов обучения.
Оснащение техническими средствами сил РСЧС предусматривает разработку и поставку аварийно-спасательным формированиям министерств, ведомств и организаций Российской Федерации современных образцов специальной техники и снаряжения для производства аварийно- спасательных и других неотложных работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Разработка мер безопасности населения при чрезвычайных ситуациях, связанных с хранением, производством, применением, транспортированием и утилизацией химически опасных веществ, предусматривает проведение оценки технического состояния наиболее опасных об'ектов и выполнение мероприятий по повышению их химической безопасности, а также создание системы анализа, оценки и управления риском химической опасности.
Реализация мероприятий Программы, по оценке экспертов, позволит почти в 2 раза сократить человеческие жертвы и до 40 процентов снизить ущерб от аварий, катастроф и стихийных бедствий. При этом планируемые затраты на реализацию Программы составят не более 5-7 процентов от ущерба, возможного в случае возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера.
2. Этапы выполнения Программы
В рамках Программы предусматривается осуществить в 1993-1997 годах комплекс мероприятий, направленных на создание и дальнейшее развитие РСЧС (приложение N 1).
Программа выполняется в два этапа.
Первый этап - 199-1995 годы.
Подпрограмма "Создание АИУС РСЧС" предусматривает создание и введение в опытную эксплуатацию основных звеньев автоматизированной информационно-управляющей системы для решения первоочередных задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Подпрограмма "Обучение населения, подготовка специалистов органов управления РСЧС и сил ликвидации чрезвычайных ситуаций" включает в себя следующие мероприятия:
разработку учебных программ и нормативно-методических документов для организации подготовки специалистов органов управления РСЧС и сил ликвидации чрезвычайных ситуаций;
разработку учебных программ "Основы безопасности жизнедеятельности" и "Безопасность жизнедеятельности" и организацию обучения;
обновление учебно-материальной базы учебно-методических центров. Подпрограмма "Оснащение техническими средствами сил РСЧС" предусматривает:
проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию семейства специализированных поисково-спасательных автомобилей высокой проходимости, приборов поиска пострадавших в завалах, универсального аварийно-спасательного инструмента, средств индивидуальной защиты спасателей;
подготовку и освоение серийного производства аварийно- спасательного инструмента, специальных транспортных средств, эластомерных силовых конструкций;
оснащение техническими средствами и снаряжением подразделений гражданской обороны и аварийно-спасательных формирований МЧС России.
Второй этап - 1995-1997 годы.
Подпрограмма "Создание АИУС РСЧС" предусматривает:
4 создание местных звеньев АИУС РСЧС и организацию их информационного взаимодействия с региональным и федеральным уровнями управления РСЧС;
завершение работ по сопряжению АИУС РСЧС с автоматизированными системами функциональных и ведомственных подсистем РСЧС;
внедрение видеоинформационного обеспечения и современных средств связи.
Подпрограмма "Обучение населения, подготовка специалистов органов управления РСЧС и сил ликвидации чрезвычайных ситуаций" включает в себя:
внедрение в полном об'еме в процесс обучения учащихся общеобразовательных учреждений, учреждений среднего и высшего профессионального образования программ обучения по специальностям "Основы безопасности жизнедеятельности" и "Безопасность жизнедеятельности";
подготовку специалистов органов управления РСЧС и сил ликвидации чрезвычайных ситуаций;
проведение информационной и пропагандистской работы с населением по защите от чрезвычайных ситуаций (создание кинофильмов, специальных теле- и радиопрограмм, издание литературы);
завершение работ по совершенствованию учебно-материальной базы учебно-методических центров в регионах и в Академии гражданской защиты МЧС России.
Подпрограмма "Оснащение техническими средствами сил РСЧС" предусматривает:
создание многоцелевых авиационных комплексов аварийно- спасательных средств, машин разведки, мобильных робототехнических комплексов;
создание учебно-испытательного центра МЧС России; оснащение техническими средствами и снаряжением подразделений гражданской обороны и аварийно-спасательных формирований министерств, ведомств и организаций Российской Федерации.
Подпрограмма "Безопасность населения при чрезвычайных ситуациях, связанных с хранением, производством, применением, транспортированием и утилизацией химически опасных веществ и изделий на их основе" включает в себя:
создание системы обеспечения химической безопасности населения и территорий на региональном уровне РСЧС;
разработку проектов законов, государственных стандартов и других нормативных документов, устанавливающих требования к различным сферам и направлениям обеспечения химической безопасности;
реализацию мероприятий по снижению уровня химической опасности в отдельных видах производств;
совершенствование систем контроля и управления химической опасностью;
разработку средств контроля и индикации различных видов химически опасных веществ и организацию их серийного производства;
разработку средств защиты от химически опасных веществ и организацию их серийного производства.
3. Механизм реализации и конечные результаты Программы
Реализация мероприятий Программы осуществляется министерствами, ведомствами и организациями Российской Федерации - исполнителями Программы по согласованным с МЧС России планам, а по подпрограмме "Обучение населения, подготовка специалистов органов управления РСЧС и сил ликвидации чрезвычайных ситуаций" - работа организуется на основе совместных приказов МЧС России, Минобразования России и Госкомвуза России.
МЧС России, исходя из средств, выделяемых на каждый финансовый год, утверждает по каждой подпрограмме планы реализации мероприятий с указанием количественных показателей и финансовых затрат.
5 Выполнение мероприятий Программы ведется на основе договоров с исполнителями.
Организация выполнения мероприятий программы на территориальном уровне управления РСЧС обеспечивается на основе актов органов исполнительной власти суб'ектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, начальников гражданской обороны предприятий, учреждений и организаций. Контроль за ходом выполнения мероприятий на территориальном уровне РСЧС возлагается на региональные центры МЧС России и местные органы управления РСЧС.
Финансирование мероприятий Программы осуществляется с учетом инфляционных процессов за счет средств федерального бюджета, бюджетов суб'ектов Российской Федерации и местных бюджетов (приложение N 2).
Конечными результатами Программы являются: создание АИУС РСЧС на федеральном, региональном и местном уровнях управления РСЧС и ее сопряжение с функциональными и ведомственными подсистемами РСЧС;
создание системы обучения в общеобразовательных учреждениях и учреждениях среднего и высшего профессионального образования по программам "Основы безопасности жизнедеятельности" и "Безопасность жизнедеятельности";
подготовка населения, руководящего и командно-начальствующего состава сил РСЧС, специалистов аварийно-спасательных формирований министерств, ведомств и организаций Российской Федерации к действиям в чрезвычайных ситуациях;
освоение производства современных технических средств для выполнения аварийно-спасательных и других неотложных работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций;
разработка и оснащение сил РСЧС комплексами авиационных средств экстренного реагирования, специальными аварийно-спасательной техникой и транспортными средствами, приборами разведки и контроля, механизированным аварийно-спасательным инструментом, средствами защиты и оказания помощи пострадавшим;
создание системы обеспечения химической безопасности населения и территорий;
разработка нормативных документов, регламентирующих вопросы обеспечения безопасности населения при чрезвычайных ситуациях, связанных с хранением, производством, применением, транспортированием и утилизацией химически опасных веществ;
совершенствование системы контроля и управления химической опасностью;
разработка и производство средств защиты от химически опасных веществ.
ПРИЛОЖЕНИЕ N 1
к федеральной целевой программе "Создание и развитие Российской
системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях"
МЕРОПРИЯТИЯ
федеральной целевой программы "Создание и развитие Российской
системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях"
млн.рублей (в ценах января 1994 г.)
Наименование мероприятий Финансирование за счет федерального бюджета - всего В том числе
1993 год 1994 год 1995 год 1996 год 1997 год Создание АИУС на федеральном уровне управления РСЧС (центр управления, главный и запасной вычислительные центры, основной и запасной пункты управления МЧС России, абонентские пункты штабов
6 управления силами РСЧС центрального подчинения) 6272 200 1002 2030 2180 860
Создание АИУС на региональном уровне управления РСЧС (9 региональных информационно-управляющих центров, абонентские пункты управления силами РСЧС регионального подчинения, 9 мобильных информационно-управляющих центров) 12400 30 980 1610 4610 5170
Создание АИУС на местном уровне управления РСЧС (информационно- управляющие центры комиссий по чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации, абонентские пункты штабов по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям органов местного самоуправления) 170 20920* 30 - 140 - - 6100* - 7700* - 7120*
Создание опытной зоны АИУС РСЧС на базе Северо-Западного региона 531 122 409 - - -
Сопряжение АИУС РСЧС с функциональными и ведомственными подсистемами РСЧС и необходимое развитие этих подсистем 3078 60 40 1400 1476 102
Разработка специального программного и информационного обеспечения АИУС РСЧС 2199 70 329 400 700 700
Минобразование России
Организация и проведение обучения учащейся молодежи 38920
368438* - - 9580 86438* 9780 94000* 9780 94000* 9780
94000*
Переподготовка преподавателей в институтах усовершенствования учителей и повышения квалификации работников образования 316* - 76* 80* 80* 80*
Подготовка преподавателей на факультетах повышения квалификации при педагогических вузах и на базе Тульского об'единенного учебно- методического центра 490 - 100 130 130 130
Разработка и издание учебно-методических пособий и программ обучения студентов педагогических вузов и слушателей факультетов повышения квалификации при педагогических вузах 5901 - 1475 1476 1475 1475
Организация и проведение работ по пропаганде и информированию населения о чрезвычайных ситуациях (создание и тиражирование кино- и телефильмов, радиопрограмм, издание литературы) 1898 49 454 465 465 465
Обучение населения, не занятого в сфере производства и обслуживания (16,5 млн.человек) 21600* - 5400* 5400* 5400* 5400*
Организация и проведение подготовки руководящего и командно- начальствующего состава и сил РСЧС (950 тыс.человек) 64000* - 16000* 16000* 16000* 16000*
Подготовка специалистов аварийно-спасательных формирований министерств, ведомств и организаций Российской Федерации (58 тыс.человек) 132400 - 34600 32600 32600 32600
Подготовка специалистов для территориальных органов управления МЧС России, других министерств и ведомств Российской Федерации 6000
ПРИЛОЖЕНИЕ N 2
к федеральной целевой программе "Создание и развитие Российской
системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях"
Объемы финансирования подпрограмм федеральной целевой программы "Создание и развитие Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях"
млрд.рублей
(в ценах января 1994 г.)
7 Наименование подпрограмм Финансирование за счет федерального бюджета за счет бюджетов суб'ектов Российской Федерации и местных бюджетов - всего В том числе
1993 год 1994 год 1995 год 1996 год 1997 год Создание автоматизированной информационно-управляющей системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях 24,65 20,92 0,51 - 2,9 - 5,44 6,1 8,97 7,7 6,83 7,12
Обучение населения, подготовка специалистов органов управления РСЧС и сил ликвидации чрезвычайных ситуаций 327,85 454,35 0,24 - 80,55 107,91 83,68 115,48 82,18 115,48 81,2 115,48
Оснащение техническими средствами сил РСЧС 604,69 2,51 55,1 2 182,31 182,25 182,5
Безопасность населения при чрезвычайных ситуациях, связанных с хранением, производством, применением, транспортированием и утилизацией химически опасных веществ и изделий на их основе (Химическая безопасность) 38,14 14,66 - - 13,5 2,31 16,5 3 6,42 8,11 5,93
Всего по программе "Создание и развитие Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях на 1993-1997 годы" 995,33 488,93 3,26 138,57 107,91 284,93 123,89 289,93 129,6 278, 64 128,53