1 Министерство образования Российской Федерации

Письмо
N 61-М от 11.08.95

Органы управления образованием суб'ектов Российской Федерации, учреждения и организации, непосредственно подчиненные Министерству образования Российский Федерации

О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций

Министерство образования Российской Федерации доводит до сведения и для руководства в работе постановление Правительства Российской Федерации от 24 июля 1995 г. N 738 "О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций".

Прошу принять необходимые меры по выполнению названного Постановления.

Госинспекции Министерства образования Российской Федерации, органам управления образованием суб'ектов Российской Федерации обратить внимание на надлежащее выполнение муниципальными органами управления образованием, образовательными учреждениями возложенных на них задач и осуществление своих функций по подготовке в области защиты от чрезвычайных ситуаций учащихся общеобразовательных учреждений и учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования.

Приложение: упомянутое на 7 л.

Заместитель федерального министра
М.Н.ЛАЗУТОВА
<hr>
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 июля 1995 г. N 738

г. Москва

О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций

Во исполнение Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3648) Правительство Российской Федерации постановляет:

  1. Утвердить прилагаемый порядок подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций.
  2. Установить, что подготовка населения Российской Федерации в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее именуются - чрезвычайные ситуации) ведется по соответствующим возрастным или социальным группам. Подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях осуществляется на предприятиях, в учреждениях (в том числе образовательных) и организациях независимо от их организационно-правовой формы, а также по месту жительства.
  3. Методическое руководство, координацию и контроль за подготовкой населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций возложить на Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
  4. Министерству образования Российской Федерации и Государственному комитету Российской Федерации по высшему образованию с участием Министерства Российской Федерации по делам гражданской

2 обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий при разработке государственных образовательных стандартов и образовательных программ предусматривать обязательный содержания подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций.

5. Комитету Российской Федерации по печати, Федеральной службе России по телевидению и радиовещанию, Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуация и ликвидации последствий стихийных бедствий и другим федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти суб'ектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, предприятиям, учреждениям и организациям обеспечивать широкую пропаганду знаний в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций, в том числе с использованием средств массовой информации.

Председатель Правительства
Российской Федерации
В.ЧЕРНОМЫРДИН

<hr>

УТВЕРЖДЕН
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 24 июля 1995 г. N 738

ПОРЯДОК

подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций

  1. Настоящий порядок определяет основные задачи, формы и методы подготовки населения Российской Федерации в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее именуются - чрезвычайные ситуации), а также группы населения, которые проходят подготовку к действиям в чрезвычайных ситуациях.
  2. Подготовке в области защиты от чрезвычайных ситуаций подлежат:

    население, занятое в сферах производства и обслуживания, учащиеся общеобразовательных учреждений и учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования;

    руководители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти суб'ектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы и специалисты в области защиты от чрезвычайных ситуаций (далее именуются - специалисты);

    работники федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти суб'ектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций в составе сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

    население, не занятое в сферах производства и обслуживания.

  3. Основными задачами подготовки в области защиты от чрезвычайных ситуаций являются:

    обучение всех групп населения правилам поведения и основным способам защиты от чрезвычайных ситуаций, приемам оказания первой медицинской помощи пострадавшим, правилам пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты;

    обучение (переподготовка) руководителей всех уровней управления к действиям по защите населения от чрезвычайных ситуаций;

    выработка у руководителей и специалистов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти суб'ектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций навыков по подготовке и управлению силами и

3 средствами, входящими в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

практическое усвоение работниками в составе сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций своих обязанностей при действиях в чрезвычайных ситуациях.

4. Подготовка населения, занятого в сферах производства и обслуживания и не входящего в состав сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществляется путем проведения занятий по месту работы и самостоятельного изучения действий в чрезвычайных ситуациях согласно рекомендуемым программам с последующим закреплением полученных знаний и навыков на учениях и тренировках.

Подготовка учащихся общеобразовательных учреждений и учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования осуществляется в учебное время по образовательным программам в области защиты от чрезвычайных ситуаций.

Программы утверждаются Министерством образования Российской Федерации и Государственным комитетом Российской Федерации по высшему образованию по согласованию с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

5. Подготовка руководителей и специалистов в области защиты от чрезвычайных ситуаций осуществляется:

руководителей федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти суб'ектов Российской Федерации - на ежегодных сборах, учениях и тренировках, проводимых Начальником гражданской обороны Российской Федерации - Председателем Правительства Российской Федерации;

руководителей и специалистов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти суб'ектов Российской Федерации

4 Российской Федерации, внутренних войск и органов Министерства внутренних дел Российской Федерации, а также по согласованию с органами исполнительной власти суб'ектов Российской Федерации и органами местного самоуправления - силы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Тактико-специальные учения продолжительностью до восьми часов проводятся с формированиями предприятий, учреждений и организаций один раз в три года, с формированиями повышенной готовности - один раз в год.

Комплексные учения продолжительностью до двух суток проводятся один раз в три года в органах местного самоуправления, на предприятиях, в учреждениях и организациях, имеющих численность работников более 300 человек, и в лечебно-профилактических учреждениях, имеющих более 600 коек. В других организациях один раз в три года проводятся тренировки продолжительностью до восьми часов.

Тренировки с учащимися общеобразовательных учреждений и учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования проводятся ежегодно.

7. Подготовка населения, не занятого в сферах производства и обслуживания, осуществляется путем проведения бесед, лекций, просмотра учебных фильмов, привлечения на учения и тренировки по месту жительства, а также самостоятельного изучения пособий и памяток, прослушивания радиопередач и просмотра телепрограмм в области защиты от чрезвычайных ситуаций.

8. Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий осуществляет координацию, методическое руководство и контроль за подготовкой в области защиты от чрезвычайных ситуаций, а также определяет объем программ и периодичность обучения в Академии гражданской защиты Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и на курсах гражданской обороны городов и районов.

9. Граждане, привлекаемые на учения и тренировки в области защиты от чрезвычайных ситуаций, имеют право:

на информирование о риске, которому они могут подвергнуться в ходе учений и тренировок;

на получение компенсаций за ущерб, причиненный их здоровью на учениях и тренировках;

на сохранение средней заработной платы по месту работы на период участия в учениях и тренировках за счет средств организаций, планирующих и проводящих учения и тренировки.

10. Финансирование подготовки руководителей и специалистов федеральных органов исполнительной власти, организации учений и тренировок в области защиты от чрезвычайных ситуаций, проводимых федеральными органами исполнительной власти, осуществляется в пределах средств, выделяемых на эти цели из федерального бюджета.

За счет средств бюджетов суб'ектов Российской Федерации финансируются содержание учебно-методических центров по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям суб'ектов Российской Федерации, курсов гражданской обороны городов и районов, подготовка руководителей, специалистов и работников в составе территориальных невоенизированных формирований, проведение учений и тренировок, а также обучение населения, не занятого в сферах производства и обслуживания.

За счет средств местных бюджетов финансируются подготовка руководителей и обучение работников в составе невоенизированных формирований, тренировки и учения, проводимые органами местного самоуправления, а также участие в учениях, проводимых органами исполнительной власти суб'ектов Российской Федерации.