Российская Федерация
Министерство образования
101856, г. Москва, Центр, Чистопрудный бульвар, 6 факс: (095) 924-69-89, телефон: (095) 925-03-03 телетайп: 114027 КОНОИД

Письмо © 52-М от 21.07.95.

Органы управления образованием (профобразованием) суб'ектов Российской Федерации; учреждения и организации, находящиеся в непосредственном подчинении Минобразования России

Об организации платных дополнительных образовательных услуг

В связи с поступающими запросами Минобразование России направляет рекомендации по организации предоставления платных дополнительных образовательных и иных услуг, предусмотренных уставом образовательного учреждения, с целью улучшения качества образовательного процесса и привлечения в систему образования средств из дополнительных источников финансирования. Настоящие рекомендации разработаны с учетом Закона Российской Федерации "Об образовании" и адресованы работникам образования, органам управления образованием, учредителям. Основной задачей их является оказание помощи практическим работникам в организации предоставления платных дополнительных образовательных услуг в конкретном образовательном учреждении в соответствии с имеющимися условиями и с учетом запросов и потребностей населения.

  1. Платные дополнительные образовательные услуги предоставляются с целью всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан. Возможность их оказания должна предусматриваться уставом образовательного учреждения. Осуществляются они за счет внебюджетных средств (средств спонсоров, сторонних организаций или частных лиц в т.ч. и родителей) и не могут быть оказаны взамен и в рамках основной образовательной деятельности, финансируемой из бюджета. В противном случае заработанные таким путем средства изымаются учредителем в его бюджет. Услуги, оказываемые в рамках основных образовательных программ и государственных образовательных стандартов, согласно статусу образовательного учреждения, направленные на совершенствование образовательного процесса при наличии имеющихся условий и средств (например: снижение наполняемости классов (групп); деление на подгруппы против установленных норм; сдача экзаменов в порядке экстерната; дополнительные занятия с неуспевающими и некоторые другие, предусмотренные типовыми положениями об образовательных учреждениях) не рассматриваются как платные дополнительные образовательные услуги и привлечение на эти цели средств родителей не допускается. Примерный перечень платных дополнительных образовательных услуг, оказываемых образовательными учреждениями за рамками соответствующих образовательных программ и государственных образовательных стандартов, приведен в приложении к настоящему письму.
  2. Для организации платных дополнительных образовательных услуг образовательным учреждениям необходимо: а) изучить спрос в дополнительных образовательных услугах и определить предполагаемый контингент обучающихся; б) создать условия для предоставления платных дополнительных образовательных услуг, с учетом требований по охране и безопасности здоровья обучающихся; Учет платных услуг ведется в соответствии с Инструкцией по бухгалтерскому учету в учреждениях и организациях, состоящих на бюджете, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 3 ноября 1993 года © 122. Облагаемая прибыль (т.е. сумма превышения доходов над расходами) от платной и иной образовательной деятельности при фактически произведенных затратах и расходах за счет прибыли, остающейся в распоряжении образовательного учреждения, уменьшается на суммы, направленные государственными и муниципальными образовательными учреждениями, получившими лицензии в установленном порядке, непосредственно на обеспечение, развитие и совершенствование образовательного процесса (включая оплату труда) в данном образовательном учреждении.
  3. В соответствии со ст.41 Закона Российской Федерации "Об образовании" образовательные учреждения независимо от их организационно-правовых форм, вправе привлекать дополнительные финансовые ресурсы за счет предоставления платных дополнительных образовательных и иных услуг, предусмотренных уставом учреждения.
  4. В своей предпринимательской деятельности (сдача в аренду в установленном порядке основных фондов, имущества, торговля покупными товарами и оборудованием, оказание посреднических услуг, приобретение ценных бумаг с целью получения дополнительных доходов и другие) образовательные учреждения приравниваются к предприятиям и подпадают под действие законодательства Российской Федерации в области предпринимательской деятельности. Заместитель федерального министра Ю.М.РОГОВСКИЙ

Примерный перечень
платных дополнительных образовательных услуг, которые может оказывать образовательное учреждение за рамками соответствующих образовательных программ и государственных образовательных стандартов

  1. Образовательные и развивающие услуги: а) изучение специальных дисциплин сверх часов и сверх программы по данной дисциплине, предусмотренной учебным планом; б) репетиторство с обучающимися другого образовательного учреждения; в) различные курсы: по подготовке к поступлению в учебное заведение, по изучению иностранных языков, повышение квалификации, по переподготовке кадров с освоением новых специальностей (в т.ч.вождение автомобиля, машинопись, стенография); г) различные кружки: по обучению игре на музыкальных инструментах, фотографированию, кино-видео-радиолюбительскому делу, кройки и шитью, вязанию, домоводству, танцам и т.д.; д) создание различных студий, групп, школ, факультативов по обучению и приобщению детей к знанию мировой культуры, живописи, графики, скульптуры, народных промыслов и т.д., т.е. всему тому, что направлено на всестороннее развитие гармоничной личности и не может быть дано в рамках государственных образовательных стандартов; е) создание различных учебных групп и методов специального обучения детей с отклонениями в развитии; ж) создание групп по адаптации детей к условиям школьной жизни (до поступления в школу, если ребенок не посещал дошкольное образовательное учреждение)
  2. Оздоровительные мероприятия: создание различных секций, групп по укреплению здоровья (гимнастика, аэробика, ритмика, катание на коньках, лыжах, различные игры, общефизическая подготовка и т.д.)