МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерства образования республик в составе Россий- ской Федерации, управления (главные управления), ко- митеты, департаменты по образованию краев, облас- тей, автономных образова- ний, гг.Москвы и Санкт- Петербурга

N 14-М

В соответствии с поручением Президента Российской Федерации Б.Н.Ельцина от 18 января 1995 г. N Пр-85 направляю записку "О характере обращений граждан в 1994 году".

Считаю, что необходимо улучшить практику работы с обращения- ми граждан, принять действенные меры по искоренению бюрократиз- ма, бездушного отношения к насущным проблемам работников образо- вания, родителей, учащихся и студентов, что вызывает их справед- ливое возмущение, вынуждает обращаться в федеральные органы с просьбами о защите своих прав по вопросам, относящимся к компе- тенции местных органов и учреждений образования.

Приложение: указанное на 6 листах.

Заместитель Министра М.Н.Лазутова

<HR>

О ХАРАКТЕРЕ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН В МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 1994 ГОДУ

В 1994 году в Министерство образования Российской Федерации поступило 4172 письменных и 4894 устных обращения граждан. На места для проверки и принятия мер направлено 1301 письмо.

Большинство письменных обращений граждан поступило по проб- лемам:

оплата труда, разряды по ЕТС - 587 исчисление педстажа, штаты, пенсии - 310 недостатки в организации учебно-воспитательного процесса в образо- вательных учреждениях - 204

аттестация педагогических работников - 200 увольнение, восстановление на работе - 196 трудоустройство в учреждения образования - 169 недостатки в работе руководителей учреждений образования - 150 условия для обучения и воспитания в учреждениях образования - 130 организация работы спецшкол, школ-интернатов, детских домов, воп- росы опеки - 106

прием, перевод, исключение учащихся - 101

Из проблем, поднимаемых заявителями, выделяются: недостатки в работе учреждений образования, их руководителей, необъективное отношение к учащимся, оценка их знаний, закрытие учреждений об- разования, аттестация педагогических работников, оплата труда (разряды по ЕТС). Поднимаются также вопросы социальной защиты работников образования: увольнение и восстановление на работе, учебная нагрузка, трудоустройство, льготные пенсии.

Наибольшее количество писем поступило (примерно на уровне прошлых лет) из г.Москвы (346), Московской области (220), Краснодарского края (177(, Свердловской области (100(, Ставро- польского края (99), Красноярского края (94), Ростовской области (87). Следует отметить уменьшение количества обращений из Новго- родской, Орловской, Сахалинской, Томской, Ульяновской, Чи- тинской, Ярославской и других областей.

В результате проведенной с органами управления образованием работы по рассмотрению обращений граждан удалось положительно решить ряд поднимаемых в них вопросов. В то же время анализ поч- ты и других материалов позволяет сделать вывод о недостаточно высоком уровне работы с письмами граждан в ряде территорий. Основной причиной повторных и многократных обращений в Ми- нистерство является некачественное, а подчас и формальное рассмотрение их на месте. Так произошло при рассмотрении заявле- ний Железниковой А.М. и Мельковой Е.А.(Самарская обл.), Шаховой З.Д. и Татаровой Р.М. (Тульская обл.), Трофимовой З.В. (Мага- данская обл.).Многочисленные жалобы учителей школы N 16 Г.Глазо- ва Удмуртской Республики на директора порождены неглубоким рассмотрением их первых заявлений. Обращение Петуниной Л.И. (Ли- пецкая обл.) вызвано неполучением ею ответа на месте.

Имеют место обращения граждан по вопросам закрытия учрежде- ний образования (школа N 1 г.Дивногорска Красноярского края, Чу- гуевская вечерняя школа при учреждении 267/31 Приморского края, детские сады с.Кочки Новосибирской области, N 19 г.Тамбова, г.Клинцы Брянской обл., N 5 г.Таштагола Кемеровской обл.).

Поступают обращения о закрытии специальных школ. Управление образования администрации Самарской обл., Комитет по образованию г.Санкт-Петербурга, Министерство народного образования Республи- ки Татарстан приняли решения о финансировании межобластных спе- циальных школ из местного бюджета по контингенту учащихся данной категории, а обучение учащихся из других территорий предусматри- вается на договорной основе.

В обращениях в Министерство образования Российской Федерации работники системы профтехобразования с тревогой пишут о ликвида- ции и незаконном перепрофилировании учреждений начального и среднего профессионального образования, что лишает молодежь со- циальных гарантий в условиях перехода к рыночной экономике (Красноярский край, Чувашская Республика, Вологодская, Смо- ленская, Московская, Читинская области, г.Санкт-Петербург). Про- изводственные предприятия в ходе приватизации и акционирования включают в перечень приватизируемых объектов и комплексы учебных заведений начального профессионального образования. Это противо- речит Закону Российской Федерации "Об образовании", постановле- нию Правительства Российской Федерации от 13.05.92 N 312 и ди- рективе Госкомимущества России от 01.03.93 N АЧ-6/1389. Органы управления образованием не всегда занимают активную позицию в решении данной проблемы.

Обращения граждан свидетельствуют о серьезных нарушениях прав подростков на получение среднего образования.

Имеют место случаи отказа в приеме в 10-й класс. Об этом с тревогой пишут родители и учащиеся. При решении вопроса о приеме на третью ступень обучения руководители учреждений образования неправомерно руководствуются только статьей 16 Закона Российской Федерации "Об образовании", не выполняют при этом Указ Президен- та Российской Федерации N 1487 "О гарантиях прав граждан Российской Федерации на получение образования" и писем Ми- нистерства образования Российской Федерации от 17.06.93 N 455/11 "О реализации прав подростков на получение среднего (полного) общего образования" и от 07.06.94 N 58-М "О реализации прав де- тей при приеме в дошкольные и образовательные учреждения".

Группа родителей учащихся п.Де-Кастри Хабаровского края от- мечает, что отказано в приеме даже после определения прокурату- ры. Об этом пишут из Красноярского края, Архангельской, Воло- годской, Иркутской, Самарской, Сахалинской областей, г.Москвы.

Поступают многочисленные (более чем из 50 регионов) обраще- ния педагогических работников по вопросам невыплаты и индексации заработной платы и отпускных. Наибольшее число таких обращений из Иркутской, Архангельской, Курганской, Камчатской, Читинской областей, Красноярского и Хабаровского краев.

В письмах граждан выражается просьба дать разъяснения по введению базисного учебного плана в общеобразовательных учрежде- ниях. Таких обращений могло не быть, если бы на местах была тща- тельно проработана пояснительная записка к Базисному учебному плану общеобразовательных учреждений Российской Федерации.

Поступили и другие сигналы: восьмые классы г.Мегиона Тю- менской области начинают заниматься в 18 часов, по 7-8 уроков занимаются учащиеся 6 и 7 классов школы N 12 г.Калуги. Отправля- лись в административный отпуск без согласия учителя школы N 2 г.Лузы Кировской области. Подобных обращений могло не быть, если бы были приняты меры на месте.

Ряд органов управления образованием субъектов Российской Фе- дерации отличает низкая исполнительная дисциплина. Были нарушены сроки исполнения писем органами управления образованием Брянской, Владимирской, Воронежской, Калужской, Курской, Московской, Новосибирской, Омской, Ростовской, Рязанской, Сара- товской, Самарской, Смоленской, Тамбовской, Тульской, Челя- бинской областей, Кабардино-Балкарской Республики, Красноярского края, г.Москвы, Чукотского автономного округа.

Письменные и устные обращения граждан консультативного ха- рактера (многие из них по юридическим вопросам) свидетельствуют о недостаточной работе органов и учреждений образования по разъ- яснению законодательных актов и нормативных документов Ми- нистерства образования Российской Федерации и других федеральных органов управления Российской Федерации, повышению правовой культуры работников образования.

Отдел писем и приема граждан