МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Руководителям органов управления
образованием суб'ектов Российской
Федерации
N 08-М
О ложных сообщениях об актах терроризма в учебных заведениях
За последнее время в целом ряде регионов Российской Федерации
участились случаи заведомо ложных анонимных телефонных сообщений в
органы внутренних дел о подготовленных взрывах в учреждениях
образования.
Проведенный МВД России анализ свидетельствует, что во многих
случаях авторами телефонных звонков о готовящихся мнимых актах
терроризма в учебных заведениях являются сами учащиеся.
В связи с изложенным Министерство образования Российской
Федерации предлагает:
- Провести во всех учебных заведениях системы Минобразования
России собрания родителей и учащихся, на которых ознакомить
присутствующих с действующим законодательством, предусматривающим
ответственность за ложное информирование правоохранительных органов
о готовящихся террористических актах.
- Раз'яснить, что Законом Российской Федерации от 1 июля 1994
года Уголовный кодекс дополнен статьей 213-4 "Заведомо ложное
сообщение об акте терроризма". В соответствии с этой правовой нормой
"заведомо ложное сообщение о готовящемся взрыве, поджоге или иных
действиях, создающих опасность гибели людей, причинения
значительного имущественного ущерба, а равно наступления иных тяжких
последствий, - наказывается лишением свободы на срок от трех лет или
штрафом до тридцати минимальных размеров оплаты труда". При
недостижении несовершеннолетним, совершившим указанное деяние,
возраста привлечения к уголовной ответственности он подлежит
постановке на профилактический учет в органах внутренних дел, а его
родители - наказанию правами территориальной комиссии по делам
несовершеннолетних. С данных лиц может быть взыскан в судебном
порядке материальный ущерб, связанный с организацией и проведением
специальных мероприятий по регулированию на поступившие такого рода
сообщения.
Заместитель Министра В.К. Бацын
<HR>
ПОЛОЖЕНИЕ
о службе охраны труда в системе
Министерства образования Российской Федерации
1.1. Настоящее Положение вводится как отраслевой стандарт, обяза-
тельный для исполнения всеми руководителями государственных и муници-
пальных органов управления образованием, образовательных учреждений
независимо от их типа, вида, организационно-правовой формы и ведомс-
твенной подчиненности.
1.2. Положение определяет порядок и структуру управления охраной
труда, обеспечением безопасности жизнедеятельности в системе образова-
ния, служит правовой и организационно-методической основой формирова-
ния управленческих структур, нормативных документов.
1.3. Положение является нормативным документом прямого действия;
оно регулирует вопросы отношений в области образования , отнесенные
Законом Российской Федерации "Об образовании " (статья 28, п.16 (3)
к компетенции Российской Федерации и самостоятельно принимаемые , в
соответствии с пунктом 6 статьи 30 Закона, в случае необходимости , к
непосредственному рассмотрению федеральными (центральными) органами
управления образованием.
1.4. Главной целью управления охраной труда (*) и в целом обес-
печением безопасности жизнедеятельности в системе образования является
сохранение жизни и здоровья воспитанников, обучающихся и работающих в
процессе труда, обучения, воспитания и организованного отдыха.
Деятельность по управлению охраной труда в системе образования
направлена на :
- обеспечение выполнения требований правовых актов и норматив-
но-технических документов по созданию здоровых и безопасных условий
труда и образовательного процесса;
- организацию и проведение профилактической работы по предупреж-
дению травматизма, профессиональной и производственно-обусловленной
заболеваемости среди работающих, обеспечение их средствами индивиду-
альной защиты;
- предотвращение несчастных случаев с обучающимися (воспитанника-
ми) во время проведения образовательного процесса, дорожно-транспорт-
ного, бытового травматизма и происшествий на воде;
- соблюдение требований нормативных документов по радиационной и
пожарной безопасности, защите окружающей среды и действиям в чрезвы-
чайных ситуациях;
- обеспечение безопасности эксплуатации учебных и бытовых зданий
и сооружений, используемых в образовательном процессе, оборудования,
приборов и технических средств обучения;
- охрану и укрепление здоровья работающих, обучающихся (воспитан-
ников), организацию их лечебно-профилактического обслуживания, созда-
ние оптимального сочетания режимов труда, обучения, организованного
отдыха;
- создание и совершенствование непрерывной системы образования в
области обеспечения безопасности жизнедеятельности, включающей дош-
кольное, все виды общего, начальное профессиональное, среднее и высшее
педагогическое образование, систему переподготовки и повышения квали-
фикации кадров.
1.5. Под Службой охраны труда в системе образования понимается
организационная структура, включающая руководителей органов управления
образованием и образовательных учреждений, отделов (секторов,бюро),
специалистов органов управления образованием,административных и педаго-
гических работников, функциональные и должностные обязанности которых
включают вопросы, регулируемые настоящим Положением.
1.6. Служба охраны труда создается в соответствии с " Основами
законодательства Российской Федерации об охране труда" (статья 8), ру-
ководствуется в своей деятельности законодательством Российской Феде-
рации, Указами Президента Российской Федерации , постановлениями и
распоряжениями Правительства Российской Федерации,глав администраций
субьектов Российской Федерации и органов управления образованием,
согласно подчиненности, настоящим Положением и другими ведомствен-
ными и межотраслевыми нормативными актами в области охраны труда,
пожаро - электро - радиационной и других видов безопасности
жизнедеятельности.
1.7. Общее руководство службой и ответственность за организацию и
проведение работы по охране труда возлагается :
1.7.1. В целом по системе образования России - на первого замес-
тителя Министра образования Российской Федерации если другое не пре-
дусмотрено распределением обязанностей Министром среди своих замести-
телей.
1.7.2. В системе образования суб'ектов Российской Федерации, ра-
йонов, городов, районов в городах - на первых заместителей руководите-
лей соответствующих государственных и муниципальных органов управления
образованием.
1.7.3. В образовательных учреждениях - на их первых руководите-
лей если иное не предусмотрено Уставом образовательного учреждения.
1.8. Координация деятельности структурных подразделений органов
управления образованием и подведомственных учреждений по вопросам ох-
раны труда, организация ведомственного контроля за работой по созданию
здоровых и безопасных условий жизнедеятельности обучающихся, воспитан-
ников и работающих возлагаются : на федеральном уровне - на Государс-
твенную инспекцию Министерства образования Российской Федерации, в
государственных органах управления образованием - на отделы (секторы,
бюро, группы) охраны труда, специалистов по охране труда.
В муниципальных органах управления образованием, где штатным рас-
писанием не предусмотрена должность специалиста по охране труда, ис-
полнение его обязанностей возлагается приказом руководителя органа уп-
равления образованием на одного из специалистов.
Порядок организации работы по охране труда в образовательном уч-
реждении определяется его Уставом, Правилами внутреннего трудового
распорядка,должностными инструкциями в соответствии с требованиями
настоящего Положения.
1.9. Вся деятельность Службы осуществляется в тесном взаимодейс-
твии с подразделениями органов государственного управления охраной
труда, Федеральной инспекцией труда при Министерстве труда Российской
Федерации (Рострудинспекцией) и подведомственными ей территориальными
государственными инспекциями труда,федеральными органами надзора.
1.10. Профессиональные союзы в лице их соответствующих органов и
иные уполномоченные работниками или обучающимися представительные ор-
ганы осуществляют общественный контроль за соблюдением законных прав и
интересов последних в области охраны труда в пределах прав и полномо-
чий, предоставленных им "Основами законодательства Российской Федера-
ции об охране труда" (статья 25).
2. Организация службы охраны труда в Министерстве образования
Российской Федерации.
2.1. Министерство образования Российской Федерации обеспечивает
реализацию в деятельности подведомственных органов управления образо-
ванием и образовательных учреждений основных принципов государственной
политики в области охраны труда. В этих целях :
2.1.1. Осуществляет в рамках компетенции федеральных органов
управления образованием контроль и руководство через государственные
и муниципальные органы управления образованием или непосредственно де-
ятельностью образовательных учреждений по созданию здоровых и безопас-
ных условий труда и проведения образовательного процесса, правильному
применению и строгому соблюдению ими действующего законодательства о
труде, государственных стандартов, правил и норм по охране труда.
2.1.2. Организует изучение новейших достижений науки и техники,
передового опыта, технически совершенных средств и методов работы по
обеспечению безопасности жизнедеятельности, предупреждению производс-
твенного травматизма и заболеваемости, обобщает практику применения
законодательства и других нормативных актов о труде, разрабатывает
предложения по их совершенствованию.
2.1.3. Издает на основании и во исполнение действующих законов,
Указов Президента Российской Федерации , постановлений и распоряжений
Правительства Российской Федерации ,Федеральных органов надзора и
органов государственного управления охраной труда приказы,распоряжения
и другие документы по вопросам охраны труда и осуществляет контроль
за их выполнением.
2.1.4. Организует разработку и утверждает по согласованию с ЦК
профсоюза работников народного образования и науки Российской Федера-
ции,а в необходимых случаях с Минтрудом России и федеральными органами
надзора отраслевые системы стандартов безопасности , правила и нормы
по охране труда, типовые инструкции по технике безопасности и произ-
водственной санитарии.
2.2. Государственная инспекция Министерства образования Российс-
кой Федерации в рамках предоставленных ей полномочий:
2.2.1. Координирует организацию работы по охране труда и технике
безопасности со структурными подразделениями аппарата Министерства ,
собирает, обобщает и анализирует информацию по данному вопросу.
2.2.2. Организует ведомственный контроль за соблюдением норм и
правил охраны труда , осуществляет самостоятельно или совместно со
структурными подразделениями аппарата Министерства, другими заинтере-
сованными ведомствами и службами, ЦК профсоюза работников народного
образования и науки Российской Федерации проверку деятельности органов
управления образованием и образовательных учреждений по вопросам :
- соблюдения законодательства об охране труда в части обеспече-
ния безопасности труда и образовательного процесса, проведения обуче-
ния и инструктажа работающих, обучающихся и воспитанников по технике
безопасности и гигиене труда, выдачи работающим и учащимся спецодежды,
спецобуви и других индивидуальных средств защиты;
- выполнения приказов и распоряжений Минобразования России ,госу-
дарственных стандартов, правил, норм и инструкций по вопросам охраны
труда и техники безопасности, предписаний технической инспекции труда,
органов государственного надзора;
- выполнения комплексного плана улучшения условий, охраны труда и
санитарно-оздоровительных мероприятий, а также соглашений по охране
труда;
- проведения паспортизации санитарно-технического состояния уч-
реждений и приема образовательных учреждений всех типов к новому учеб-
ному году;
- организации работы кабинетов охраны труда в институтах повыше-
ния квалификации рабтников образования(институтах усовершенствования
учителей),педагогических вузах ,районных(городских) методических каби-
нетах (центрах),обеспечение их соответствующими средствами пропаганды
и обучения по вопросам охраны труда;
- соблюдения Положения о расследовании и учете несчастных случаев
на производстве и с учащейся молодежью, воспитанниками.
2.2.3. Осуществляет учет, а в необходимых случаях участвует в
расследовании крупных аварий, групповых и смертельных несчастных слу-
чаев, происшедших с работниками, обучающимися и воспитанниками учреж-
дений отрасли и связанных с производством и образовательным процессом.
Проводит анализ состояния и причин производственного и детского трав-
матизма в системе образования , разрабатывает совместно с другими
структурными подразделениями аппарата Министерства мероприятия по
предупреждению несчастных случаев.
2.2.4. Принимает участие в изучении,обобщении,распространении пе-
редового опыта работы по охране труда в системе Минобразования России.
2.2.5. Рассматривает в установленном порядке письма, заявления и
жалобы по вопросам, относящимся к ее компетенции, принимает по ним со-
ответствующие меры.
2.2.6. Организует совместно со структурными подразделениями
аппарата Министерства совещания , научно-технические конференции по
охране труда и технике безопасности.
2.2.7. Представительствует по поручению Министерства в государ-
ственных и общественных организациях и учреждениях, запрашивает от них
необходимую для работы информацию,статистические и иные материалы по
вопросам охраны труда.
2.3. Структурные подразделения аппарата Министерства образования
Российской Федерации в рамках своих функциональных обязанностей:
2.3.1. Обеспечивают соответствие разрабатываемых типовых положе-
ний о всех типах и видах государственных, муниципальных образователь-
ных учреждений требованиям федеральных норм охраны труда и техники бе-
зопасности, гарантирующих создание здоровых и безопасных условий про-
ведения образовательного процесса, досуговой и оздоровительной дея-
тельности.
2.3.2. Предусматривают отражение при разработке и утверждении
примерных учебных планов и программ ,общего, дополнительного,началь-
ного профессиональого образования вопросов охраны труда, безопасности
жизнедеятельности и экологической грамоты.
2.3.3. Исключают необходимость использования в учебном процессе
(при проведении лабораторных и практических работ, занятий физической
культурой, спортом и т.д.) оборудования, приборов, приспособлений и
мебели , способных по своим конструктивным качествам представлять уг-
розу жизни и здоровью обучающихся, воспитанников и работающих, а также
веществ и химических реактивов, не предусмотренных утвержденными Ми-
нистерством перечнями.
2.3.4. Разрабатывают программно-методическое обеспечение учебного
курса "Основы безопасности жизнедеятельности" для общеобразовательных
школ и учреждений начального профессионального образования, изучают и
обобщают опыт преподавания предмета, организуют подготовку и перепод-
готовку учителей , ведущих курс "ОБЖ" (Основы безопасности жизне-
деятельности).
2.3.5. Разрабатывают с участием заинтересованных министерств и
ведомств программы, учебные и методические пособия для изучения Правил
дорожного движения, обучения безопасному поведению на улицах и других
общественных местах, пожарной безопасности, плаванию и т.д.
2.3.6. Издают по согласованию с Государственной инспекцией Ми-
нобразования России нормативные акты регламентирующие требования по
обеспечении безопасности отдельных видов образовательной деятельности,
связанных с повышенной степенью риска :
- во время трудовой и профессиональной подготовки , учебного,
производственного и добровольного общественно-полезного труда;
- при проведении учебных и внеурочных занятий по физической куль-
туре, спортивных соревнований, походов и экскурсий, пользовании стрел-
ковыми тирами и т.п.;
- при работе с электронно-вычислительной, радиометрической и дру-
гой техникой, являющейся источником различного вида излучений;
- при организации массовых мероприятий.
2.3.7. Осуществляют совместно с заинтересованными министерствами,
ведомствами и организациями меры по укреплению здоровья,снижению забо-
леваемости и профилактике травматизма у детей дошкольного возраста.
Через органы управления образованием осуществляют контроль за
соблюдением правил охраны труда работниками дошкольных учреждений,
выполнением нормативных документов по охране труда, инструкций об
охране жизни и здоровья детей, соблюдением правил техники безопасности
при организации занятий с детьми и при проведении всех режимных
моментов.
2.3.8. Организуют и контролируют создание здоровых и безопасных
условий труда и проведение учебных занятий в учреждениях высшего и
среднего педагогического образования в соответствии с Положением об
организации работы по охране труда, действующим в системе Госкомвуза
России.
2.3.9. Обеспечивают соблюдение требований охраны труда
при согласовании проектов учебных и бытовых зданий образова-
тельных учреждений всех типов, инвентаризации, лицензировании и прием-
ке на готовность к новому учебному году образовательных учреждений фе-
дерального подчинения, при утверждении педагогических и технических
условий на проектно-конструкторскую разработку, изготовление или за-
купку учебного оборудования, технических средств обучения, включая
ЭВТ, учебно-наглядных пособий, школьной и другой специальной мебели
для учреждений системы образования.
2.3.10. Разрабатывают методические рекомендации для органов упра-
вления образованием и образовательных учреждений по финансированию
мероприятий , связанных с обеспечением здоровых и безопасных условий
труда и обучения. Рассматривают и подготавливают совместно со струк-
турными подразделениями Минтруда России , Минфина России и других
ведомств предложения в соответствующие органы об изменении
установленных льгот или предоставлении льгот лицам , работающим во
вредных условиях труда , рассматривают отраслевые нормы бесплатной
выдачи спецодежды, спецобуви и средств индивидульной защиты работающим
в соответствии с действующими правилами.
2.3.11. Осуществляют контроль за своевременным финансированием и
правильным расходованием средств на мероприятия по охране труда,
проводимые Министерством и подчиненными ему непосредственно
учреждениями и организациями.
2.3.12. Участвуют в разработке,реализации и контроле за выпол-
нением ежегодных отраслевых Соглашений между Минобразованием России
и ЦК профсоюза работников народного образования и науки Российской Фе-
дерации в части охраны труда,профилактики профессиональных заболева-
ний,оздоровления и других форм социальной защиты работников отрас-
ли,ведут учет и анализ причин заболеваемости и травматизма с временной
утратой трудоспособности,несчастных случаев с летальным исходом,проис-
шедших на производстве с работниками системы образования.
2.3.13. Разрабатывают учебно-методическую документацию,определяют
порядок и организуют через систему переподготовки и повышения квалифи-
кации работников образования периодическое обучение и проверку знаний
всех категорий руководящих и педагогических работников по вопросам ох-
раны труда и техники безопасности.
2.3.14. Обобщают практику применения законодательства о труде в
отрасли,проводят работу по совершенствованию правового регулирования и
консультируют организации и граждан по вопросам,связанным с обеспече-
нием здоровых и безопасных условий труда и учебно-воспитательного про-
цесса,обеспечивают строгое соблюдение действующего законодательства
при разработке и утверждении отраслевых нормативных и распорядительных
документов по названным вопросам.
2.3.15. Организуют оперативную двухстороннюю связь с органами уп-
равления образованием,получение и обработку сведений,установленных го-
сударственной статистической отчетностью,тиражирование и рассылку не-
обходимых документов ,издание справочников,пособий и др. информацион-
но-пропагандистских и учебных материалов по охране труда и технике бе-
зопасности. Используя ведомственные каналы и средства массовой инфор-
мации формируют общественное мнение и отношение педагогических работ-
ников к проблемам безопасности жизнедеятельности,как одному из опреде-
ляющих факторов успешного функционирования образовательной системы.
3. Организация службы охраны труда в государственных органах
управления образованием.
3.1.Службы охраны труда органов управления образованием суб'ектов
Российской Федерации организационно строятся по аналогии со службой
охраны труда Минобразования России и руководствуются в своей дея-
тельности пунктами 1, 2.1.- 2.3. настоящего Положения применительно
к своей компетенции , определяемой Законом Российской Федерации
"Об образовании", и с учетом национальных и региональных социально-
экономических,экологических,культурных и других особенностей ,которые
отражаются в Положении о соответствующей службе.
3.2. Органы управления образованием суб'ектов Российской Федера-
ции кроме того:
3.2.1. Устанавливают и контролируют соблюдение дополнительных к
федеральным требований к образовательным учреждениям в части строи-
тельных норм и правил,санитарных норм,охраны здоровья обучающихся
,воспитанников и работающих,оснащенности учебного процесса и оборудо-
вания учебных (вспомогательных) помещений.
3.2.2.Обеспечивают местные (муниципальные) органы управления об-
разованием и образовательные учреждения нормативной и бланковой доку-
ментацией согласно приложениям 2 и 3 к настоящему Положению, создают
методические кабинеты и опорные образовательные учреждения по охране
труда.
3.2.3. Представляют в установленном порядке Министерству образо-
вания Российской Федерации оперативную информацию и ежегодные отчеты о
фактах крупных аварий,групповых и смертельных несчастных случаях,про-
исшедших с работниками,обучающимися и воспитанниками,связанных с про-
изводством и образовательным процессом.
3.2.4. Приостанавливают на подведомственной им территории частично
или полностью деятельность образовательных учреждений при возникновении
опасности для жизни и здоровья обучающихся,воспитанников и работающих
до полного устранения причин , порождающих указанную опасность , или
решения суда (если действия государственного органа управления образо-
ванием оспариваются в судебном порядке). Привлекают в установленном
порядке к ответственности лиц,нарушающих трудовое законодательство,
правила и нормы охраны труда и пожарной безопасности.
3.2.5. Осуществляют планирование и контроль за прохождением пери-
одической переподготовки и проверки знаний по вопросам охраны труда и
техники безопасности руководящих и педагогических работников отрасли
не реже 1 раза в 3 года, а вновь назначенных - не позднее месячного
срока с момента назначения.
Проверка знаний (аттестация) операторов котельных установок и
лиц, ответственных за электрохозяйство образовательных учреждений ,про-
водится ежегодно.
4. Организация службы охраны труда в муниципальных (местных) ор-
ганах управления образованием.
4.1. В соответствии с исключительной компетенцией органов местно-
го самоуправления в области образования муниципальные органы управле-
ния образованием:
4.1.1. Планируют,организуют,регулируют и контролируют деятель-
ность образовательных учреждений по реализации основных направлений
государственной политики в области охраны труда.
4.1.2 Подготавливают предложения при формировании местных бюдже-
тов и фондов развития оразования о финансировании мероприятий по ох-
ране труда, пожарной безопасности,обучению плаванию,правилам дорожного
движения и т.д.,закупке,ремонту и эксплуатации соответствующего обору-
дования,приборов и инструментов.
4.1.3. Обеспечивают контроль за соблюдением строительных норм и
правил, санитарных норм,требований охраны труда и техники безопасности
при сдаче в эксплуатацию новых зданий, сооружений муниципальных обра-
зовательных учреждений и обустройством прилегающих к ним территорий,
а также в процессе арендных отношений образовательных учреждений и
др.собственников.
4.1.4. Принимают необходимые меры для обеспечения безопасных усло-
вий труда и обучения при использовании государственных и муниципальных
учреждений,об'ектов культуры и спорта в интересах образования.
4.2. Муниципальные органы управления образованием в рамках еже-
годно разрабатываемых организационно-технических мероприятий по улуч-
шению условий,охраны труда,здоровья обучающихся,воспитанников и рабо-
тающих :
4.2.1. Осуществляют повседневный контроль за деятельностью подве-
домственных образовательных учреждений по :
- соблюдению законодательных и иных нормативных актов о труде и об
охране труда;
- выполнению санитарно-гигиенических требований,профилактике забо-
леваемости,травматизма и др.несчастных случаев;
- исполнению предписаний технической инспекции труда,санитарно-
го,пожарного и др.органов государственного надзора;
- реализации соглашений между администрацией и профсоюзной органи-
зацией образовательных учреждений по охране труда;
- предоставлению установленных льгот лицам,работающим в тяжелых
условиях труда,обеспечению спецодеждой,спецобувью и др.средствами ин-
дивидуальной защиты работающих,обучающихся и воспитанников в соответс-
твии с действующими правилами и нормами;
- своевременному обучению и аттестации педагогического и вспомога-
тельного персонала,организации и учету всех видов инструктажа работаю-
щих,обучающихся и воспитанников.
4.2.2. Заслушивают руководителей образовательных учреждений по
вопросам,связанным с обеспечением безопасности жизни и здоровья обуча-
ющихся, воспитанников и работающих во время образовательного процес-
са, отнесенным Законом Российской Федерации "Об образовании" к компе-
тенции образовательного учреждения. Оказывают им необходимую организа-
ционную и методическую помощь,обобщают и распространяют лучший опыт
работы по вопросам безопасности жизнеобеспечения. Определяют опорные
образовательные учреждения по организации охраны труда.
4.2.3. Организуют приемку образовательных учреждений на готов-
ность к новому учебному году, проверяют условия осуществления учебно-
воспитательного процесса при лицензировании образовательных учреждений
( в том случае,когда муниципальному органу управления образованием
предоставлено право лицензирования ).Решают или ставят перед соответс-
твующими органами управления образованием вопросы об из'ятии лицензии
в случае обнаружения существенных нарушений санитарно-гигиенических,
строительных норм,требований охраны труда и техники безопасности,
зафиксированных в лицензии.
4.2.4. Запрещают проведение образовательного процесса в условиях,
не гарантирующих безопасность жизни и здоровья обучающихся, воспитан-
ников и работающих. Совместно с образовательным учреждением и его уч-
редителем принимают оперативные меры к возобновлению учебных занятий.
4.2.5. Ведут учет всех фиксируемых несчастных случаев , происшед-
ших с обучающимися , воспитанниками и работающими , связанных с произ-
водством и образовательным процессом и повлекших потерю трудоспособ-
ности на срок не менее одного дня ;назначают комиссию по расследованию
тяжелых,групповых и со смертельным исходом случаев; в установленные
соответствующими Положениями сроки утверждают акты о расследовании
несчастных случаев по форме Н-1 или Н-2, немедленно сообщают о группо-
вых и смертельных несчастных случаях прокуратуре,администрации города
(района) и вышестоящему государственному органу управления образованием.
4.3. Муниципальные органы управления образованием могут исполнять
функции,предусмотренные пунктом 3 настоящего Положения в части и в
об'емах,делегированных им вышестоящим государственным органом управле-
ния образованием,что должно быть зафиксировано соответствующим доку-
ментом ( соглашением,протоколом и т.п.).
5. Организация службы охраны труда в образовательном учреждении
системы образования Российской Федерации.
5.1. Образовательное учреждение, несущее в соответствии с Законом
Российской Федерации "Об образовании" (статья 32, пункт 3 "в") ответс-
твенность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников
данного учреждения во время образовательного процесса, организует ра-
боту по охране труда согласно Примерным рекомендациям (приложение 1 к
настоящему Положению), которые могут быть оформлены в виде отдельного
документа, включены или учтены в Уставе образовательного учреждения,
Правилах внутреннего трудового распорядка, должностных обязанностях
работников, годовых планах работы, приказах и других локальных актах,
определяющих степень личной ответственности руководителей,администра-
тивных и педагогических работников за соблюдение правил и норм охраны
труда.
5.2. Руководитель или иное ответственное лицо, определенное Уста-
вом образовательного учреждения, обеспечивает проведение в жизнь ме-
роприятий по охране труда и осуществляет контроль за ведением обяза-
тельной документации, предусмотренной номенклатурой дел по охране
труда (приложение 2).
5.3. В целях организации сотрудничества по охране труда админист-
рации и работников, а также обучающихся и их родителей в образователь-
ном учреждении создается совместный комитет (комиссия) по охране тру-
да, в состав которой входят на паритетных началах представители адми-
нистрации, профессиональных союзов, иных представительных органов,
уполномоченных работниками,обучающимися и их родителями.
<HR>
Приложения :
- Примерные рекомендации об организации службы охраны труда в
образовательном учреждении системы Министерства образования Российской
Федерации.
- Номенклатура дел по охране труда, ведущихся в образовательном
учреждении.
- Перечень основных нормативно-правовых документов по охране
труда, действующих в системе Министерства образования Российской Феде-
рации.
- В Положении , в основном, употребляется традиционный термин "охрана
труда", хотя его содержание, применительно к специфике системы образо-
вания, ближе к понятию "обеспечение безопасности жизнедеятельности".
<HR>
Приложение 1.
к Положению о службе охраны
труда в системе Министерства
образования Российской
Федерации.
ПРИМЕРНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
об организации службы охраны труда
в образовательном учреждении системы
Министерства образования Российской Федерации.
- Совет. Попечительский Совет. Педагогический Совет
образовательного учреждения:
- рассматривает перспективные вопросы обеспечения безопаснос-
ти жизнедеятельности работников, обучающихся и воспитанников,
принимает программы практических мер по улучшению и оздоровлению
условий проведения образовательного процесса;
- заслушивает руководителя образовательного учреждения о вы-
полнении соглашений, плана работы по обеспечению безопасности
жизнедеятельности работников, обучающихся и воспитанников .
2. Руководитель образовательного учреждения:
- организует работу по созданию и обеспечению условий прове-
дения образовательного процесса в соответствии с действующим за-
конодательством о труде,межотраслевыми и ведомственными нормати-
вными документами и иными локальными актами по охране труда и
Уставом образовательного учреждения;
- обеспечивает безопасную эксплуатацию инженерно-технических
коммуникаций, оборудования и принимает меры по приведению их в
соответствие с действующими стандартами, правилами и нормами по
охране труда. Своевременно организует осмотры и ремонт зданий
образовательного учреждения;
- назначает приказом ответственных лиц за соблюдение требо-
ваний охраны труда в учебных кабинетах, мастерских, спортзале и
т. п., а также во всех подсобных помещениях;
- утверждает должностные обязанности по обеспечению безопас-
ности жизнедеятельности для педагогического коллектива и ин-
струкции по охране труда для работающих и служащих образователь-
ного учреждения;
- принимает меры по внедрению предложений членов коллектива,
направленных на дальнейшее улучшение и оздоровление условий про-
ведения образовательного процесса;
- выносит на обсуждение Совета (Педагогического, Попечитель-
ского совета), производственного совещания или собрания трудово-
го коллектива вопросы организации работы по охране труда;
- отчитывается на собраниях трудового коллектива о состоянии
охраны труда, выполнении мероприятий по оздоровлению работающих,
обучающихся и воспитанников, улучшению условий образовательного
процесса , а также принимаемых мерах по устранению выявленных
недостатков;
- организует обеспечение работников образовательного учрежде-
ния спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной
защиты в соответствии с действующими типовыми нормами и инструк-
циями, а также обучающихся и воспитанников при проведении об-
щественно-полезного и производительного труда, практических и
лабораторных работ и т.п.;
- осуществляет поощрение работников образовательных учрежде-
ний за активную работу по созданию и обеспечению здоровых и бе-
зопасных условий при проведении образовательного процесса,а так-
же привлечение к дисциплинарной ответственности лиц,виновных в
нарушении законодательства о труде,правил и норм по охране тру-
да;
- проводит профилактическую работу по предупреждению травма-
тизма и снижению заболеваемости работников,обучающихся и воспи-
танников;
- оформляет прием новых работников только при наличии положи-
тельного заключения медицинского учреждения.Контролирует своев-
ременное проведение диспансеризации работников, обучающихся и
воспитанников;
- организует в установленном порядке работу комиссий по прием-
ке образовательного учреждения к новому учебному году. Подписыва-
ет акты приемки образовательного учреждения;
- обеспечивает выполнение директивных и нормативных докумен-
тов по охране труда, предписаний органов управления образовани-
ем, государственного надзора и технической инспекции труда;
- немедленно сообщает о групповом, тяжелом несчастном случае
и случае со смертельным исходом непосредственно вышестоящему
руководителю органа управления образованием, родителям постра-
давшего (пострадавших) или лицам, их заменяющим, принимает все
возможные меры к устранению причин, вызвавших несчастный случай,
обеспечивает необходимые условия для проведения своевременного
и об'ективного расследования согласно действующим Положениям;
- заключает и организует совместно с профкомом выполнение
ежегодных соглашений по охране труда. Подводит итоги выполнения
соглашения по охране труда один раз в полугодие;
- утверждает по согласованию с профкомом инструкции по охра-
не труда для работающих, обучающихся и воспитанников. В устано-
вленном порядке организует пересмотр инструкций;
- проводит вводный инструктаж по охране труда с вновь посту-
пающими на работу лицами, инструктаж на рабочем месте с сотруд-
никами образовательного учреждения.Оформляет проведение инструк-
тажа в журнале;
- планирует в установленом поряде периодическое обучение
работников образовательного учреждения по вопросам обеспечения
безопасности жизнедеятельности на краткосрочных курсах и семи-
нарах, организуемых органами управления образованием и охраной
труда;
- принимает меры совместно с профкомом, родительской общест-
венностью по улучшению организации питания, ассортимента про-
дуктов,созданию условий для качественного приготовления пищи
в столовой, буфете;
- принимает меры совместно с медицинскими работниками по
улучшению медицинского обслуживания и оздоровительной работы;
- обеспечивает учебно - трудовую нагрузку работающих, обучаю-
щихся и воспитанников с учетом их психофизических возможностей,
организует оптимальные режимы труда и отдыха;
- запрещает проведение образовательного процесса при наличии
опасных условий для здоровья обучающихся или работающих;
- определяет финансирование мероприятий по обеспечению безо-
пасности жизнедеятельности,проводит оплату больничных листов
нетрудоспособности и доплату лицам, работающим в неблагоприятных
условиях труда;
- несет персональную ответственность за обеспечение здоровых
и безопасных условий образовательного процесса.
3. Заместитель директора по учебно-воспитательной
(учебной) работе:
- организует работу по соблюдению в образовательном процессе
норм и правил охраны труда;
- обеспечивает контроль за безопасностью используемых в обра-
зовательном процессе оборудования, приборов,технических и наг-
лядных средств обучения;
- разрешает проведение образовательного процесса с обучающи-
мися, воспитанниками при наличии оборудованных для этих целей
учебных помещений, отвечающих правилам и нормам безопасности
жизнедеятельности,и принятых по акту в эксплуатацию;
- организует с участием зам.директора по административно-
хозяйственной работе своевременное и качественное проведение
паспортизации учебных кабинетов, мастерских, спортзала, а также
подсобных помещений;
- составляет,на основании полученных от медицинского учрежде-
ния материалов, списки лиц,подлежащих периодическим медицинским
осмотрам с указанием фактора, по которому установлена необходи-
мость проведения периодического медицинского осмотра;
- организует разработку и периодический пересмотр не реже 1
раза в 5 лет инструкций по охране труда, а также разделов требо-
ваний безопасности жизнедеятельности в методических указаниях по
выполнению практических и лабораторных работ;
- контролирует своевременное проведение инструктажа обучаю-
щихся, воспитанников и его регистрацию в журнале;
- определяет методику, порядок обучения правилам дорожного
движения,поведения на воде и улице,пожарной безопасности. Осу-
ществляет проверку знаний обучающихся, воспитанников;
- проводит совместно с профкомом административно-общественный
контроль безопасности использования,хранения учебных приборов и
оборудования,химических реактивов,наглядных пособий,школьной ме-
бели. Своевременно принимает меры к из'ятию химических реакти-
вов, учебного оборудования,приборов, не предусмотренных Типовыми
перечнями,в том числе самодельного,установленного в мастерских,
учебных и др. помещениях без соответствующего акта-разрешения,
приостанавливает образовательный процесс в помещениях образова-
тельного учреждения если там создаются опасные условия здоровью
работников, обучающихся и воспитанников;
- выявляет обстоятельства несчастных случаев, происшедших с
работающими,обучающимися, воспитанниками;
- несет ответственность за выполнение должностной инструкции
в части обеспечения безопасности жизнедеятельности.
В образовательном учреждении,где указанной должности нет,эти
обязанности выполняет руководитель (директор,заведующий) образо-
вательного учреждения.
4. Заместитель (помощник) директора по административно-
хозяйственной (по хоз.части) работе:
- обеспечивает соблюдение требований охраны труда при эк-
сплуатации основного здания и других построек образовательного
учреждения, технологического,энергетического оборудования,осу-
ществляет их периодический осмотр и организует текущий ремонт;
- обеспечивает безопасность при переноске тяжестей,погрузоч-
но-разгрузочных работах,эксплуатации транспортных средств на
территории образовательного учреждения.
- организует соблюдение требований пожарной безопасности зда-
ний и сооружений,следит за исправностью средств пожаротушения;
- обеспечивает текущий контроль за санитарно-гигиеническим
состоянием учебных кабинетов,мастерских, спортзала,жилых и дру-
гих помещений,а также столовой,буфета в соответствии с требова-
ниями норм и правил безопасности жизнедеятельности;
- несет ответственность за составление паспорта санитар-
но-технического состояния образовательного учреждения;
- обеспечивает учебные кабинеты, мастерские, бытовые, хозяй-
ственные и др.помещения оборудованием и инвентарем, отвечающим
требованиям правил и норм безопасности жизнедеятельности,стан-
дартам безопасности труда;
- организует проведение ежегодных измерений сопротивления
изоляции электроустановок и электропроводки,заземляющих ус-
тройств,периодических испытаний и освидетельствований водогрей-
ных и паровых котлов,сосудов,работающих под давлением,баллонов
для сжатых и сжиженных газов,анализ воздушной среды на содер-
жание пыли,газов и паров вредных веществ, замер освещенности,
наличия радиации, шума в помещениях образовательного учреждения
в соответствии с правилами и нормами по обеспечению безопасности
жизнедеятельности;
- организует не реже 1 раза в 5 лет разработку инструкций по
охране труда по видам работ для технического персонала;
- организует обучение,проводит инструктажи на рабочем месте
(первичный и периодические) технического и обслуживающего персо-
нала,оборудует уголок безопасности жизнедеятельности;
- приобретает согласно заявке спецодежду , спецобувь и
др.средства индивидуальной защиты для работников,обучающихся и
воспитанников образовательного учреждения;
- обеспечивает учет,хранение противопожарного инвентаря,суш-
ку,стирку,ремонт и обеззараживание спецодежды,спецобуви и инди-
видуальных средств защиты;
- обязан иметь 4 группу допуска по электробезопасности если
в штате нет электрика.
5. Председатель профкома образовательного учреждения:
- организует общественный контроль за состоянием безопасности
жизнедеятельности, деятельностью администрации по созданию и
обеспечению здоровых условий труда,быта и отдыха работающих,обу-
чающихся и воспитанников;
- принимает участие в разработке перспективных и текущих пла-
нов работы, инструкций по обеспечению безопасности жизнедеятель-
ности,подписывает их и способствует претворению в жизнь;
- контролирует выполнение коллективных договоров,соглашений
по улучшению условий и охраны труда;
- осуществляет защиту социальных прав работающих,обучающихся
и воспитанников образовательного учреждения;
- проводит анализ травматизма и заболеваемости, участвует в
разработке и реализации мероприятий по их предупреждению и сни-
жению;
- представляет совместно с членами органов, уполномоченных
обучающимися, воспитанниками и их родителями , интересы членов
профсоюза в совместной с администрацией комиссии по охране
труда, включая и участие в расследовании несчастных случаев.
6. Заместитель директора по воспитательной работе:
- обеспечивает выполнение классными руководителями, воспита-
телями возложенных на них обязанностей по обеспечению безопас-
ности жизнедеятельности;
- участвует в проведении административно-общественного конт-
роля по вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности, в
расследовании несчастных случаев, происшедших с работниками,
обучающимися или воспитанниками;
- несет ответственность за организацию воспитательной работы,
общественно полезного труда обучающихся, воспитанников в строгом
соответствии с нормами и правилами охраны труда;
- оказывает методическую помощь классным руководителям, ру-
ководителям групп, кружков, спортсекций, походов, экскурсий,
трудовых об'единений, общественно полезного, производительного
труда и т. п. по вопросам обеспечения охраны труда обучающихся,
воспитанников, предупреждения травматизма и других несчастных
случаев, организует их инструктаж;
- контролирует соблюдение и принимает меры по выполнению са-
нитарно-гигиенических норм, требований, правил по охране труда,
пожарной безопасности при проведении воспитательных мероприятий
и работ вне образовательного учреждения с обучающимися, воспи-
танниками;
- организует с обучающимися, воспитанниками и их родителями
(лицами их заменяющими) мероприятия по предупреждению травма-
тизма,дорожно-транспортных происшествий, несчастных случаев,
происходящих на улице, воде и т. д..
7.Заведующий учебным кабинетом,мастерской,руководитель
общественно полезного труда, кружка, спортсекции и т.п :
- осуществляет организацию безопасности и контроль состояния
рабочих мест,учебного оборудования,наглядных пособий,спортивного
инвентаря;
- не допускает проведения учебных занятий,работы кружков,сек-
ций в необорудованных для этих целей и не принятых в эксплуатацию
помещениях,а обучающихся,воспитанников к проведению занятий или
работ без предусмотренной спецодежды , спецобуви и других
средств индивидуальной защиты;
- разрабатывает и периодически пересматривает (не реже 1 ра-
за в 5 лет) инструкции по охране труда, представляет их на ут-
верждение руководителю образовательного учреждения;
- контролирует оснащение учебного помещения противопожарным
имуществом , медицинскими и индивидуальными средствами защиты ,
а каждого рабочего места - инструкцией , наглядной агитацией по
вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности;
- проводит или организует проведение преподавателем инструк-
тажа по охране труда обучающихся, воспитанников с обязательной
регистрацией в классном журнале или журнале установленного об-
разца;
- вносит предложения по улучшению и оздоровлению условий
проведения образовательного процесса (для включения их в согла-
шение по охране труда),а также доводит до сведения руководителя
образовательного учреждения о всех недостатках в обеспечении об-
разовательного процесса, снижающих жизнедеятельность и работос-
пособность организма работающих, обучающихся и воспитанников
(заниженность освещенности, шум пуско-регулирующей аппаратуры,
люминисцентных ламп,нарушение экологии на рабочих местах и др.);
- подает в установленном порядке заявки на спецодеж-
ду,спецобувь и другие средства индивидуальной защиты для работ-
ников,обучающихся,воспитанников;
- немедленно сообщает руководству, профкомитету о каждом
несчастном случае, происшедшем с работником, обучающимся или
воспитанником;
- несет ответственность в соответствии с действующим законо-
дательством о труде за несчастные случаи,происшедшие с работни-
ками , обучающимися , воспитанниками во время образовательного
процесса в результате нарушения норм и правил охраны труда.
8.Преподаватель, классный руководитель,воспитатель:
- обеспечивает безопасное проведение образовательного
процесса;
- оперативно извещает руководство образовательного учреждения
о каждом несчастном случае, принимает меры по оказанию первой
доврачебной помощи;
- вносит предложения по улучшению и оздоровлению условий про
ведения образовательного процесса, а также доводит до сведения
заведующего кабинетом , руководства о всех недостатках в обеспе-
чении образовательного процесса, снижающих жизнедеятельность и
работоспособность организма обучающихся, воспитанников;
- проводит инструктаж обучающихся,воспитанников по безопас-
ности труда на учебных занятиях,воспитательных мероприятиях с
обязательной регистрацией в классном журнале или журнале регис-
трации инструктажа;
- организует изучение обучающимися,воспитанниками правил по
охране труда, правил дорожного движения , поведения в быту ,
на воде и т.д.;
- несет ответственность за сохранение жизни и здоровья обу-
чающихся,воспитанников во время образовательного процесса.
- осуществляет контроль за соблюдением правил (инструкций)
по охране труда.
9. Преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности:
В своей работе руководствуется Законами Российской Феде-
рации "Об образовании" , "Об обороне" ,"О гражданской обороне",
Уставом образовательного учреждения, Положением о службе охраны
труда;
- осуществляет образовательный процесс с учетом специфики
курса "Основы безопасности жизнедеятельности",обеспечивает соб-
людение обучающимися,воспитанниками правил безопасности при про-
ведении образовательного процесса;
- участвует в планировании мероприятий по охране труда, жизни
и здоровья обучающихся, воспитанников и работников;
- взаимодействует с заинтересованными учреждениями и органи-
зациями по вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности;
- обеспечивает хранение индивидуальных средств защиты работа-
ющих,обучающихся,воспитанников,совершенствование учебно-матери-
альной базы по курсу"Обеспечение безопасности жизнедеятельнос-
ти";
- разрабатывает план гражданской обороны образовательного
учреждения,проводит занятия и об'ектовые мероприятия (учения) по
гражданской обороне в соответствии с требованиями охраны труда;
- обеспечивает готовность коллективных средств защиты и пра-
вильное их использование;
- проводит обучение , консультации, инструктажи работающих,
обучающихся,воспитанников по вопросам безопасности жизнедеятель-
ности;
- участвует в работе комиссии по расследованию несчастных
случаев,происшедших с работниками,обучающимися , воспитанниками,
административно-общественного контроля по вопросам охраны труда;
- несет личную ответственность за жизнь,здоровье обучающих-
ся, воспитанников во время образовательного процесса.
<HR>
Приложение 2
к Положению о службе охраны
труда в системе Министерства
образования Российской
Федерации.
НОМЕНКЛАТУРА ДЕЛ
по охране труда, ведущихся в
образовательном учреждении.
- Акт Государственной комиссии о приемке образовательного учреж-
дения в эксплуатацию с пакетом обязательной технической документации
(технический паспорт).
- Акт готовности образовательного учреждения к новому учебному
году (составляется ежегодно перед началом учебного года).
- Акты-разрешения на проведение занятий в учебных мастерских и в
спортивном зале (составляется ежегодно перед началом учебного года).
- Акты испытания гимнастических снарядов и оборудования (состав-
ляется ежегодно перед началом учебного года,после ремонта).
- Акты-разрешения на проведение занятий в кабинетах физики, хи-
мии, биологии, информатики (для вновь организованных и реконструиро-
ванных).
- Акты-разрешения на ввод в эксплуатацию оборудования в учебных
мастерских, лабораториях (ежегодно и после ремонта).
- Приказ по образовательному учреждению о возложении ответствен-
ности за состояние охраны труда и должностных обязанностях по охране
труда (к началу учебного года).
- Соглашение администрации и профсоюзного комитета образователь-
ного учреждения по охране труда ( составляется на календарный год).
- Акт проверки выполнения соглашения по охране труда (2 раза в
год).
- Должностные инструкции по охране труда работников образова-
тельного учреждения с их личными подписями (доведение под роспись про-
изводится ежегодно).
- Документация по охране труда должна включать следующие журна-
лы (соответствующие инструкции по видам работ):
- регистрации вводного инструктажа по охране труда (оформляется
при приеме на работу);
- регистрации инструктажа по охране труда на рабочем месте
(оформляется на всех работников 2 раза в год);
- регистрации инструктажа учащихся по охране труда при организа-
ции общественно полезного , производительного труда и проведении внек-
лассных и внешкольных мероприятий;
- регистрации несчастных случаев (с приложением актов по формам
Н-1 , Н-2 );
- административно-общественного контроля;
- вводного инструктажа и инструктажа на рабочем месте учащихся (в
классных журналах) по химии, физике, биологии, трудовому обучению,ин-
форматике, физкультуре, ОБЖ ;
- здоровья (карточки,листок в классном журнале) на всех обучаю-
щихся, воспитанников.
- Акты государственных органов надзора :
- санэпиднадзора;
- пожнадзора;
- энергонадзора;
- котлонадзора и др.
(указанные документы могут быть заменены записью в Акте готовнос-
ти образовательного учреждения к новому учебному году, заверенной в
установленном порядке представителем соответствующего органа государс-
твенного надзора).
- Предписания государственных органов надзора.
<HR>
Сводная таблица сроков проверки
оборудования и защитных средств.
Наименование оборудования и защитных средств --- Сроки и формы
регистрации, проверки
- Огнетушители (всех типов) --- Один раз в год с указанием даты
- Сопротивление электросети --- Ежегодно. Составляется протокол
- Состояние заземления --- Ежегодно. Составляется протокол
- Фаза-ноль (при кабельн. ввод) --- 1 раз в 5 лет. Составл. протокол
- Манометры в котельной --- 1 раз в 2 года с отметкой на стекле
или корпусе
- Лестницы передвижные деревянные (стремянки) --- 1 раз в год
- Когти и пояса --- 1 раз в 6 месяцев
- Электродвигатели --- После ремонта перед установкой
- Электроизмерительные приборы --- 1 раз в 2 г.с установкой клейма
- Трансформаторы понижающие 12, 24, 42, 13 (переносные) --- 1
раз в год
- Трансформаторы понижающие 12, 24, 42, 13 (стационарные) --- 1
раз в год
- Котлы водогрейные всех систем --- Опресовка по окончании ото-
пительного сезона и после ремонта
- Отопительные системы --- Опресовка перед пуском в эксплуата-
цию и после ремонта
- Очистка электроламп от пыли --- 1 раз в месяц
- Очистка стекла от пыли и грязи --- Не менее 2 раз в год
- Очистка стекла от пыли и грязи в пом. с повыш. загр. --- По
мере загрязнения, но не менее 4 раз в год
- Питьевая вода --- Должна иметь температуру не ниже +8 C и не
выше +20 С
- Испытание спортивного оборудования и инвентаря --- Проводится
перед началом уч.года. Составляется акт.
19.Оборудование мастерских, лабораторий --- Перед началом учебно-
го года и после ремонта. Составляется акт.
<HR>
к Положению о службе охраны
труда в системе Министерства
образования Российской
Федерации.
ПЕРЕЧЕНЬ
основных нормативно-правовых документов
по охране труда, действующих в системе
Министерства образования Российской Федерации
(применительно к соответствующим типам образовательных учреждений).
- Основы законодательства Российской Федерации об охране
труда. Приняты Верховным Советом Российской Федерации 06.08.93.
- Кодекс законов о труде Российской Федерации. Принят
Верховным Советом Российской Федерации 25.09.92.
- Закон Российской Федерации "Об образовании". Принят
Верховным Советом Российской Федерации 10.07.92.за N 3266-1
- Постановление Совета Министров РСФСР от 23.02.91 N119 "Об
утверждении временного Положения о дошкольном учреждении РСФСР".
- Постановление Правительства Российской Федерации от
31.08.94 N 1008 "Об утверждении Типового положения об общеоб-
зовательном учреждении".(Приказ Министерства образования Рос-
сийской Федерации от 14.09.94. © 356 "О введении в действие
Типового положения об образовательном учреждении").
- Постановление Правительства Российской Федерации от 12 авгу-
ста 1994 года N 937 " О государственных нормативных требованиях
по охране труда в Российской Федерации".
- Постановление Правительства Российской Федерации от
05.06.94 N650 "Об утверждении Типового положения об учреждении
начального профессионального образования" (Приказ Министерства
образования Российской Федерации от 15.07.94 N263 "О введении
в действие Типового положения об учреждении начального професси-
онального образования").
- Постановление Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от
10.09.80 "Об утверждении списка производств,профессий и работ с
тяжелыми и вредными условиями труда,на которых запрещается
применение труда лиц моложе 18 лет".(Информационный бюллетень
ВЦСПС NN 9,10,11,12 за 1982 г.)
- Постановление Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от
25.07.78 N 240 / п 10 "Об утверждении списка производств,профес-
сий и работ с тяжелыми и вредными условиями труда,на которых
запрещается применение труда женщин". (Информационный бюллетень
ВЦСПС N 2 за 1979 г.).
- Постановление Госкомтруда СССР,Государственного комитета
СССР по народному образованию,Секретариата ВЦСПС и Секретариата
ЦК ВЛКСМ от 3.6.88 N 343/90-01-490 / 25-01 / 17-30/43/34а
"Об утверждении Положения о порядке и условиях добровольного
труда учащихся общеобразовательной и профессиональной школы в
свободное от учебы время".(Информационный сборник Министерства
народного образования РСФСР N29 за 1988 г.)
- Инструктивное письмо Министерства просвещения СССР от
17.07.77. N 54-М "Об акте приемки школы к новому учебному году".
(Сборник приказов и инструкций Министерства просвещения РСФСР
N 30 за 1977 г.)
- Приказ Министерства просвещения СССР от 28.07.86.
N 169 "Об утверждении Положения об учебных мастерских общеобра-
зовательных учреждений".(Сборник приказов и инструкций Министер-
ства просвещения РСФСР N 32 за 1986 г.)
- Приказ Министерства просвещения СССР от 10.07.87. N 127
"Об утверждении правил по технике безопасности для кабинетов
/лабораторий/ химии общеобразовательных школ".
(Сборник приказов и инструкций Министерства просвещения РСФСР
N34 за 1987 г.).
- Инструктивное письмо Министерства просвещения РСФСР
от 11.04.83. N 96-M "О правилах по технике безопасности для
кабинетов (лабораторий) физики общеобразовательных учреждений".
(Сборник приказов и инструкций Министерства просвещения РСФСР
N17 за 1983 г.).
- Инструктивное письмо Министерства просвещения РСФСР от
14.08.81. N 243-М "О правилах по технике безопасности при работе
по биологии в общеобразовательной школе".
(Сборник приказов и инструкций Министерства просвещения РСФСР
N 30 за 1981 г.).
- Инструктивное письмо Министерства просвещения РСФСР
от 11.04.88 N 33-М "О гигиенических условиях организации учебных
занятий с применением компьютеров в средней общеобразовательной
школе".( Сборник приказов и инструкций Министерства просвещения
РСФСР N15 за 1988 г.).
- Приказ Министерства просвещения СССР (1979 г.) "Об утвер-
ждении Правил по технике электробезопасности при проведении заня-
тий в учебных классах (кабинетах) и практики школьников на промы-
шленных об'ектах ".( Сборник нормативных документов "Охрана труда
в школе", М.Просвещение. 1981.).
- Приказ Министерства просвещения СССР (1976 г.) "Об утвер-
ждении Правил по технике безопасности и производственной санитарии
при трудовом обучении и летних практических работах учащихся
9-11 кл. общеобразовательных школ в сельскохозяйственном произво-
дстве".(Сборник нормативных документов"Охрана труда в школе"
М.Просвщение.1981.).
- Приказ Министерства просвещения СССР от 12.04.73. "О пра-
вилах по технике безопасности и производственной санитарии для
школ и предприятий,в которых проводится трудовая подготовка уча-
щихся по автоделу". ( Сборник нормативных документов "Охрана
труда в школе", М. Просвещение. 1981.).
- Правила устройства электроустановок /ПЭУ/. (М. Энергоатомиздат.
6-ое издание.1986.).
- Правила технической эксплуатации электроустановок потре-
бителей и правила по технике безопасности при эксплуатации элек-
троустановок потребителей /ПЭЭП/. (М. Энергоатомиздат. 5-ое
издание. 1985.).
- Решение Главэнергонадзора России от 14.11.94. N42-6/34-ЭТ
"О внесении изменений и дополнений в 5-ое издание правил эксплу-
атации электроустановок потребителей".
- Приказ Государственного комитета СССР по народному образо
ванию от 04.07.89."О введении в действие Правил пожарной безопа-
сности для общеобразовательных школ , профессионально-технических
училищ , школ-интернатов , детских домов , дошкольных , внешколь-
ных и других учебно-воспитательных учреждений ППБ-101-89".
- Инструктивное письмо Министерства образования Российской
Федерации от 30.06.94. N 75-М "О правилах пожарной безопасности
(ППБ-101-89)".
- Федеральный закон Российской Федерации от 21.12.94 N69-Ф3
"О пожарной безопасности".Принят Государственной Думой 18.11.94.
- Правила по эксплуатации котлов и котельных систем отопле-
пления. (Сборник нормативных документов "Охрана труда в школе"
М.Просвещение.1981).
- Приказ Министерства просвещения СССР от 19.04.79."О прави-
лах безопасности по физической культуре и спорту в общеобразова-
тельных учреждениях системы Министерства просвещения СССР".
(Сборник нормативных документов "Охрана труда в школе".
М. Просвещение.1981.).
- Инструктивное письмо Министерства просвещения РСФСР
28.03.84. N 73-М "О введении в действие Положения о мерах по
обеспечению общественного порядка и безопасности,а также эваку-
ации и оповещения участников и зрителей при проведении массовых
спротивных мероприятий". (Сборник приказов и инструкций Мини-
стерства просвещения РСФСР N 13 за 1984 год).
- Инструктивное письмо Министерства просвещения РСФСР от
23.03.88. © 25 "О мерах обеспечения общественного порядка в пери-
од проведения спортивно-массовых мероприятий ". (Сборник приказов
и инструкций Министерства просвещения РСФСР N 15 за 1988 г.).
- Приказ Министерства просвещения СССР от 19.06.86.N 140
"О введении в действие инструкций по организации и проведению
туристских походов,экспедиций и экскурсий с учащимися на террито-
рии СССР".(Сборник приказов и инструкций Министерства просвещения
РСФСР N 27 за 1987 г.).
- Приказ Министерства образования Российской Федерации от
13.07.92. N 293 "Об утверждении нормативных документов по турис-
тическо-краеведческой деятельности".
- Инструктивное письмо Министерства просвещения РСФСР
от 16.07.86. N 240/33-24 "О мерах по обеспечению безопасности
жизни детей и предупреждению несчастных случаев на водоемах
РСФСР."(Сборник приказов и инструкций Минпроса РСФСР N23 за 1986).
- Приказ Главного Государственного санитарного врача СССР от
22.12.75.N 1374-75 "Санитарные правила по устройству и содержанию
детских дошкольных учреждений".
- Приказ Главного Государственного санитарного врача СССР от
29.09.74. N 1186-а-74 "Санитарные правила по устройству и содер-
жанию общеобразовательных учреждений".(Сборник приказов и инстру-
кций Министерства просвещения РСФСР N 29 за 1975 г.).
- Приказ Главного Государственного санитарного врача СССР от
28.01.80 N 2149-80 "Санитарные правила по устройству и содержанию
учебных заведений системы профтехобразования".
- Методические указания Министерства здравоохранения СССР и
Министерства провещения СССР от 14.03.85. N 3225-85 "Об исполь-
зовании школьной мебели".(Сборник приказов и инструкций Министер-
ства просвещения РСФСР N 23 за 1985 г.)
- Инструктивное письмо Министерства просвещения РСФСР от
08.02.88. N 4-М "О допустимых нормах переноса тяжестей учащимися
в общеобразовательных учреждениях". (Сборник приказов и инструк-
ций Министерства просвещения РСФСР © 12 за 1988 г.)
- Инструктивное письмо Министерства просвещения РСФСР от 12.06.
- © 140/18-3 " О соблюдении требований техники безопасности при
организации трудовой деятельности детей в детском саду".(Сборник
приказов и инструкций Министерства просвещения РСФСР © 1 за 1985 г.)
- Приказ Министерства просвещения СССР от 22.07.87. © 138
" О введении в действие отраслевых норм бесплатной выдачи спец-
одежды,спецобуви и других средств индивидуальной защиты рабочих
и служащих учреждений и организаций системы Министерства просве-
щения СССР". (Бюллетень нормативных актов Министерства просвещения
СССР N 1 за 1988г.).
- Приказ Министерства просвещения СССР от 11.05.85. N 81
"Об утверждении Положения об организации общественно полезного,
производительного труда учащихся общеобразовательного учреждения".
(Сборник приказов и инструкций Министерства просвещения РСФСР
N 34 за 1985 г.).
- Приказ Министерства просвещения СССР от 11.05.85. N 80
"Об утверждении Положения о межшкольном учебно-производственном
комбинате трудового обучения и профессиональной ориентации
учащихся". (Сборник приказов и инструкций Министерства просвеще-
ния РСФСР N 2 за 1988г.).
- Приказ Министерства просвещения СССР от 12.08.87. N 152
"О утверждении Положения о лагере труда и отдыха учащихся
общеобразовательных учреждений". (Бюллетень нормативных актов
Министерства просвещения СССР N 2 за 1988г.).
- Приказ Министерства просвещения СССР от 19.03.86 N 69
"Об утверждении типового Положения об учебно-опытном участке
общеобразовательного учреждения". (Сборник приказов и инструк-
ций Министерства просвещения РСФСР N 24 за 1986г.).
- Приказ Министерства просвещения СССР от 30.04.87. N 83
"Об утверждении Положения о школьных и межшкольных учебно-
производственных мастерских ". (Сборник приказов и инструкций
Министерства просвещения РСФСР N 26 за 1987г.).
- Постановление Президиума ВЦСПС и Госпроматомнадзора СССР
от 17.08.89. N 8-12 "Об утверждении Положения о расследовании
и учете несчастных случаев на производстве".
- Приказ Государственного комитета СССР по народному обра-
зованию от 01.10.90. N 639 "О введении в действие Положения о
расследовании и учете несчастных случаев с учащейся молодежью
и воспитанниками в системе Гособразования СССР".
- Приказ Министерства образования РСФСР от 07.08.91. N 262
"О состоянии охраны труда и травматизма в учреждениях системы
образования РСФСР и мерах по улучшению безопасности жизнедея-
тельности работающих,учащихся и студентов".
- Приказ Министерства образования Российской Федерации от
28.02.92. N 61 "О нарушениях норм и правил охраны труда и соз-
дании безопасных условий жизнеобеспечения в учреждениях Мини-
стерства образования Российской Федерации".
- Приказ Министерства образования Российской Федерации от
01.10.92. N 358 "Об устранении недостатков в работе образова-
тельных учреждений Российской Федерации по выполнению Закона
РСФСР "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
- Приказ Министерства образования Российской Федерации от
16.03.93.N 66/85 "Об организации подготовки учащихся по курсу
ОБЖ в образовательных учреждениях".
- Приказ Министерства образования Российской Федерации от
13.10.93. N 431 "О соблюдении природоохранительного законодате-
льства".
- Приказ Министерства образования Российской Федерации
от 11.04.94. N 94 " Об организации охраны труда и жизнеобеспе-
чения работников отрасли и учащейся молодежи".
- Приказ Министерства строительства Российской Федерации
от 06.12.94. N 17 - 48 " О порядке расследования причин аварий
зданий и сооружений на территории Российской Федерации".
Примечание: Рекомендуемый Перечень составлен по состоянию на
01.01.95 г. и подлежит корректировке по мере переработки межотрасле-
вых, а на их основе-ведомственных нормативно-правовых документов в со-
ответствии с требованиями"Основ законодательства Российской Федерации
об охране труда".