ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

06.07.94, N 796, г.Москва

О МЕРАХ ПО СОДЕЙСТВИЮ ПРЕДПРИЯТИЯМ В ПОДГОТОВКЕ ПЕРСОНАЛА НА ПРОИЗВОДСТВЕ

В целях осуществления государственной поддержки предприятий в области подготовки персонала на производстве Правительство Российской Федерации ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Одобрить прилагаемые Основные направления содействия предприятиям в подготовке персонала на производстве.

2. Федеральным органам исполнительной власти обеспечить разработку и реализацию мер, направленных на сохранение и укрепление кадрового потенциала предприятий и организаций, развитие системы подготовки персонала на производстве в соответствии с целями и задачами структурной перестройки экономики, повышения производительности труда, реализации программ инновационных преобразований.

3. Рекомендовать органам исполнительной власти суб'ектов Российской Федерации, предприятиям и организациям разработать региональные и внутрипроизводственные программы подготовки персонала на производстве, предусматривающие укрепление учебно-материальной базы образовательных подразделений предприятий, кадровое и методическое обеспечение внутрипроизводственного профессионального обучения, необходимые меры по развитию подготовки и повышения квалификации рабочих кадров и специалистов.

4. Возложить на Министерство труда Российской Федерации координацию работы по реализации Основных направлений содействия предприятиям в подготовке персонала на производстве, систематический сбор и анализ информации о ходе их выполнения.

5. Согласиться с предложением Министерства труда Российской Федерации о создании на базе хозрасчетного отделения Института подготовки и повышения квалификации кадров Министерства труда Российской Федерации Всероссийского центра развития персонала в целях научно-методического и информационного обеспечения реализации Основных направлений содействия предприятиям в подготовке персонала на производстве.

6. Одобрить инициативу предприятий и организаций по созданию Ассоциации развития персонала для обобщения и распространения передового опыта в области организации труда, производства, управления и профессионального обучения кадров в условиях рыночной экономики.

Министерству труда Российской Федерации, Министерству юстиции Российской Федерации с участием других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти оказать содействие предприятиям и организациям в создании указанной Ассоциации.

7. Министерству труда Российской Федерации, Государственному комитету Российской Федерации по промышленной политике, Министерству финансов Российской Федерации в 2-месячный срок подготовить предложения о порядке финансирования подготовки персонала на производстве в условиях рыночной экономики, стимулирования деятельности работодателей по организации внутрипроизводственного обучения работников и предоставлении социальных гарантий этим работникам в период профессионального обучения (подготовки) на производстве.

Председатель Правительства
Российской Федерации В. Черномырдин

ОДОБРЕНЫ постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июля 1994 г. N 796

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОДЕЙСТВИЯ ПРЕДПРИЯТИЯМ В ПОДГОТОВКЕ ПЕРСОНАЛА НА ПРОИЗВОДСТВЕ

I. ПРОБЛЕМЫ ВНУТРИПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕРСОНАЛА

Кадровый потенциал предприятий и организаций РоссийскойФедерации является важнейшим стратегическим фактором, определяющимуспех проводимой экономической реформы. Качественные и количественные характеристики рабочей силы определяют возможности реализации программы структурной перестройки экономики, диверсификации, конверсии и расширения производства, повышение качества продукции и роста производительности труда. Aнализ положения дел показывает, что уровень квалификации работников на предприятиях является серьезным сдерживающим фактором экономических реформ и во многом не соответствует требованиям рыночной экономики.

Отмечается существенное снижение профессионально-квалификационного уровня рабочих, особенно молодых, падение трудовой и производственной дисциплины, нежелание интенсивно работать, сопротивление перестройке производства. Критическое положение сложилось в настоящее время с квалификацией руководителей и специалистов предприятий. Им недостает компетентности, управленческой культуры, психологической устойчивости, умения работать в кризисных и экстремальных ситуациях.

В то же время система подготовки кадров на производстве находится в критическом состоянии. Практически перестала действовать система повышения квалификации. Кадровые службы не превратились в службы управления персоналом.

Отсутствие у предприятий опыта деятельности в условиях рыночной экономики требует существенной реорганизации сложившейся системы кадров на производстве, приведения ее в соответствие с требованиями рынка, мировой практикой с целью непосредственного вовлечения работников в осуществление экономических реформ. При этом система внутрипроизводственного обучения персонала должна обеспечивать расширенное воспроизводство трудового потенциала предприятий и организаций в соответствии с запросами научно-технического прогресса, являясь одновременно своеобразным корректором требований государственных стандартов образования на всех ступенях профессионального обучения. Эта система должна носить массовый и в то же время дифференцированный характер, иметь строгую направленность на решение практических задач предприятий, располагать механизмом стимулирования работников к приобретению новых знаний и навыков.

II. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РЕОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ НА ПРОИЗВОДСТВЕ

Основные направления содействия предприятиям в подготовке персонала на производстве (далее именуются - Основные направления) предусматривают разработку и реализацию мер государственной поддержки предприятий в области подготовки кадров на производстве и ставят своей целью:

сохранение и рациональное использование профессионального потенциала производственных организаций,

социальную защиту высвобождаемых с предприятий работников,

смягчение последствий скрытой безработицы в соответствии с принципами активнойсоциальной политики;

повышение конкурентоспособности российских товаров и услуг на основе распространения знаний и опыта применения персоналом предприятий современных технологий, эффективных методов организации труда, управления и производства;

поддержку инновационных преобразований рабочих мест предприятий и организаций с целью обеспечения роста производительности труда и достижения современного уровня экологической безопасности; создание возможностей для профессионального роста, самореализации работников в условиях свободной экономики, на основе повышения мотивации к труду, использования новейших российских и зарубежных программ, средств и технологий обучения;

повышение уровня профессионализма и компетенции персонала на предприятиях, эффективного их использования в соответствии с запросами производства;

организацию переобучения кадров в связи с перепрофилированием производства;

накопление профессионального потенциала для обеспечения экономического развития предприятий.

Первоочередные меры по реорганизации системы внутрипроизводственного обучения персонала предусматривают:

создание нормативно-правовой базы развития персонала, его научно-методического и информационного обеспечения; приоритетную поддержку предприятий, осуществляющих под будущее развитие производства (модернизацию, перепрофилирование) переобучение работников без прекращения с ними трудовых отношений;

развитие консультационных услуг по ориентации предприятий всехвидов и форм собственности на перспективные направления развитияпроизводства, осуществление необходимых инновационныхпреобразований;

определение и закрепление статуса образовательных подразделенийи структур по подготовке кадров на предприятиях, установлениеединого порядка их лицензирования, аттестации и государственной аккредитации;

укрепление и переоснащение учебно-производственной базы образовательных подразделений предприятий в соответствии с запросами производства;

подготовка и повышение квалификации инструкторско-преподавательсткого персонала, осуществляющего профессиональное обучение кадров непосредственно на производстве;

оздоровление финансового положения системы внутрипроизводственного обучения за счет установления соответствующих норм и льготного налогообложения, привлечения внебюджетных источников финансирования;

введение системы стимулов для работодателей и работников по повышению профессионального мастерства персонала, обеспечения защиты профессионализма.

Ведущая роль в реорганизации системы профессиональной подготовки кадров на производстве отводится суб'ектам Российской Федерации, где обеспечивается взаимность и баланс интересов по развитию внутрипроизводственной (внутрифирменной) подготовки кадров: предприятий и организаций, образовательных учреждений, об'единений работодателей и трудящихся.

В рамках региона должна обеспечиваться вся практическая деятельность по формированию квалифицированных трудовых ресурсов и их эффективному использованию на основе социального партнерства, координации деятельности государственных, негосударственных предприятий и общественных организаций.

III. СТРАТЕГИЯ И УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ

Общая стратегия намечаемых мер заключается в предоставлении роких возможностей персоналу предприятий для получения знаний и навыков, необходимых в период перехода к рыночным механизмам хозяйствования, и построении в дальнейшем на этой основе непрерывного обучения кадров на производстве.

Основными направлениями предусматривается создание на федеральном и региональных уровнях системы методической и организационной помощи предприятиям по распространению отечественного и зарубежного передового опыта эффективного использования профессионального потенциала и последовательного его развития, организации труда, управления, применения новых технологий и реорганизации производства через обучение руководителей и специалистов, вооружение их знаниями по обеспечению успешной деятельности в условиях рыночной экономики, предотвращению массовых увольнений при банкротстве и санации предприятий.

Общая координация работы по реализации Основных направлений на федеральном уровне осуществляется Министерством труда Российской Федерации, на региональном уровне - территориальными органами по труду и занятости.

В необходимых случаях вопросы подготовки персонала на производстве выносятся на рассмотрение Межведомственной комиссии по кадровому обеспечению экономической реформы.

В целях осуществления функций по обобщению и распространению передового опыта по организации труда, производства и управления, профессиональной подготовки персонала на производстве создается Ассоциация развития персонала (в дальнейшем - АРП), образуемая на договорной основе предприятиями и организациями (юридическими лицами), при содействии заинтересованных федеральных органов исполнительной власти.

Обучение кадров на производстве предполагается осуществлять из конкретных задач предприятий и организаций, перспектив их развития, совершенствования существующих и создания новых рабочих мест.

Для осуществления начальной профессиональной подготовки кадров с выдачей диплома установленного образца образовательные подразделения предприятий должны получать в установленном порядке соответствующую лицензию.

Для обучения кадров в профессиональных образовательных учреждениях соответствующие федеральные органы исполнительной власти определяют базовые профессии по ограниченному перечню без относительной отраслевой специализации и разрабатывают профессионально-квалификационные требования к качеству подготовки (государственный стандарт образования).

При этом имеется в виду, что конкретная специализация должна осуществляться преимущественно на учебной базе предприятий или в образовательных учреждениях по заявке предприятий, по учебным планам, разрабатываемым самими предприятиями совместно с образовательными учреждениями.

Намечаемое разделение процесса обучения позволит изменить подготовку кадров в системе профессионального образования (сократить сроки обучения, улучшить технологию преподавания, повысить качество). Одновременно предполагается ввести систему обязательной краткосрочной (2-3 месяца) профессиональной адаптации выпускников образовательных учреждений на предприятиях.

Проведение работы по созданию и совершенствованию нормативно-правовой базы обучения кадров на производстве, предусмотренной Основными направлениями, будет способствовать:

сохранению преемственности и развитию взаимосвязи системы обучения персонала на производстве с системой профессионального образования:

подготовке персонала предприятий по вопросам обеспечения экологической безопасности производственной деятельности;

контролю за организацией и содержанием обучения персонала на предприятиях, отличающихся вредными и особо опасными условиями труда;

обеспечению сочетания учебы и работы вновь нанимаемого персонала предприятий;

предоставлению более широких возможностей для обучения кадров во внерабочее время, включая заочную форму обучения;

обеспечению равных возможностей для профессиональной подготовки различным категориям работающих на предприятиях (молодежи, женщинам, лицам предпенсионного возраста, инвалидам и др.) при дифференцированном подходе к использованию форм обучения.

предполагается разработать финансовый механизм системы воспроизводства квалифицированной рабочей силы на редприятиях, определить норматив обязательных минимальных инвестиций в развитие персонала.

Намечается ввести систему стимулов для предприятий по развитию персонала с осуществлением предприятиями мер по усилению заинтересованности работников в непрерывном повышении своих знаний и навыков. С этой целью могут вводиться компенсация затрат на обучение персонала, тарифные системы, учитывающие повышение размера ставки (оклада) после обучения, надбавки, доплаты и другие формы экономической заинтересованности персонала в обучении и использовании новых навыков и знаний в практической работе.

В ходе реализации Основных направлений намечае тся разработкаФедеральной программы развития кадрового потенциала России на период до 2000 года и целевых проектов: "Мониторинг производственной сферы на федеральном и региональных уровнях","Создание системы консультационных услуг по вопросам развитияперсонала", "Формирование рынка учебных услуг", "Подготовкапреподавательских кадров для обучения на производстве", "Информационное обеспечение системы развития персонала на производстве", "Создание экспериментальных регионально-отраслевых учебных центров на предприятиях", "Формирование трудового потенциала для наукоемкого производства".

Целевые проекты включают в себя проведение конкретных исследований и экспериментов, внедрение результатов в практику, осуществление организационно-экономических, нормативно-правовых решений, их информационной и методическое обеспечение.

IV. МЕРОПРИЯТИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ СОДЕЙСТВИЯ ПРЕДПРИЯТИЯМ В ПОДГОТОВКЕ ПЕРСОНАЛА НА ПРОИЗВОДСТВЕ

------------------------------------------------------------
! N !   Наименование     !    Ответственные за  !  Срок    !
! пп!   мероприятий      !      исполнение      !исполнения!
!----------------------------------------------------------!

                1. НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

 1.1 Подготовка предложе-  Минтруд России,         IV квартал
     ний по внесению изме- Минобразование России,
     нений и дополнений    Госкомвуз России,       1994 г.
     в законы Российской   Минюст России,
     Федерации             Госкомпром России
     "О предприятии и      совместно с заинтересо-
     предпринимательской   ными федеральными орга-
     деятельности", Об     нами исполнительной
     образовании" в части  власти
     развития системы
     подготовки кадров на
     производстве, повыше-
     ния ответственности
     работодателей за
     воспроизводство кад-
     рового потенциала,
     стимулирования
     работников в развитии
     своего мастерства

 1.2 Разработка Положения  Минтруд России          IV квартал
     о непрерывном обуче-  Госкомпром России       1994 г.
     нии кадров на произ-  заинтересованные феде-
     водстве               ральные органы исполни-
                           тельной власти

 1.3 Разработка Типового   Минобразование России,  IV квартал
     положения об учрежде- Минтруд России,         1994 г.
     нии профессиональной  заинтересованные
     подготовки            федеральные органы
                           исполнительной власти

 1.4 Определение порядка   Минобразование России,  IV квартал
     лицензирования        Минтруд России,         1994 г.
     образовательных       заинтересованные
     подразделений         федеральные органы
     предприятий и         исполнительной власти
     организаций,
     осуществляющих
     начальную
     профессиональную
     подготовку кадров

 1.5 Разработка концепции  Минтруд России,         III квартал
     подготовки ЕТКС рабо- Минобразование России   1994 г.
     чих и Классификатора
     профессий (занятий)

 1.6 Разработка системы    Минтруд России          II квартал
     краткосрочной         Госкомвуз России,       1995 г.
     профессиональной      Минобразование России,
     адаптации выпускников Госкомпром России,
     системы професси-     ФСЗ России
     онального образования
     на предприятиях

 1.7 Подготовка прогноза   Минтруд России,         III квартал
     развития кадрового    Минэкономики России,    1995 г.
     потенциала в сфере    Минобразование России,
     производства на пе-   Госкомвуз России,
     риод до 2000 года     Госкомпром России
                           совместно с заинтересо-
                           ванными федеральными
                           органами исполнительной
                           власти

 1.8 разработка системы    Органы исполнительной   IV квартал
     стимулирования        власти суб'ектов        1994 г.
     предприятий в разви-  Российской Федерации,
     тии производственного Минтруд России
     персонала на
     региональном уровне

 1.9 Подготовка предложе-  Минтруд России          II квартал
     ний по переходу Рос-                          1995 г.
     сийской Федерации на
     принятую в междуна-
     родной практике сис-
     тему учета и статис-
     тики в трудовой сфере

                     2.ОРГАНИЗАЦИОННАЯ РАБОТА

 2.1 Разработка и реализа- Минтруд России,         1994-1995 гг.
     ция мер по укреплению Госкомпром России,
     кадрового потенциала  Минэкономики России,
     предприятий, развитию Госкомвуз России,
     системы подготовки    Минобразование России,
     персонала на произ-   заинтересованные
     водстве               министерства и ведом-
                           ства

 2.2 Разработка региональ- Органы исполнительной   1994 г.
     ных программ подго-   власти суб'ектов
     товки персонала на    Российской Федерации,
     производстве          Минтруд России

 2.3 Разработка и реали-   Федеральные органы      1994-1995 гг.
     зация мер по укреп-   испонительной власти,
     лению учебной базы    органы исполнительной
     предприятий и орга-   власти суб'ектов
     низаций               Российской Федерации

 2.4 Проведение конкурса   Минтруд России,         1995 г.
     на лучшую систему     Госкомпромом России,
     внутрипроизводствен-  органы исполнительной
     ного обучения персо-  власти суб'ектов Рос-
     нала                  сийской Федерации

 2.5 Оказание содействия   Минтруд России,         1994-1995 гг.
     Ассоциации развития   Минюст России,
     персонала (АРП) в ее  Минэкономики России,
     становлении и разви-  Госкомпром России,
     тии                   Минобразование России,
                           ФСЗ России,
                           заинтересованные феде-
                           ральные органы испол-
                           нительной власти

              3. КАДРОВОЕ И МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

 3.1 Организация обучения  Федеральные органы      1994-1995 гг.
     работников кадровых   исполнительной власти,
     служб предприятий и   органы исполнительной
     организаций по проб-  власти суб'ектов
     лемам управления пер- Российской Федерации,
     соналом в условиях    предприятия и организа-
     рыночной экономики    ции

 3.2 Подготовка кадров     Федеральные органы      1994-1995 гг.
     преподавателей        исполнительной власти
     внутрипроизводствен-  Российской Федерации,
     ного обучения в соот- органы исполнительной
     ветствии с потреб-    власти суб'ектов
     ностью предприятий    Российской Федерации,
                           предприятия и организа-
                           ции

 3.3 Подготовка основных   Минтруд России,         III квартал
     видов учебных и тема- Минобразование России   1995 г.
     тических планов, тре- совместно с заинтересо-
     бований к содержанию, ванными федеральными
     формам и методам обу- органам исполнительной
     чения в системе внут- власти
     рипроизводственной
     подготовки кадров

 3.4 Внедрение в практику  Минтруд России,         1994-1995 гг.
     модульного метода     Госкомвуз России,
     обучение кадров на    Минобразование России,
     производстве, разра-  ФСЗ России
     ботанного МОТ

 3.5 Изучение, адаптация и Минтруд России,         1994-1995 гг.
     тиражирование зару-   Госкомвуз России,
     бежного опыта в раз-  Минобразование России,
     витии персонала,      Госкомпром России
     учебных программ и
     технологий

 3.6 Проведение научно-    Федеральные органы      1994-1996 гг.
     исследовательских ра- исполнительной власти,
     бот в области разви-  органы исполнительной
     тия персонала, созда- власти суб'ектов
     ние и развитие инно-  Российской Федерации,
     вационных подразделе- Минтруд России,
     ний, научно-техничес- РАН
     ких парков, полигонов
     и т.п. в отраслях,
     регионах, на предпри-
     ятиях

 3.7 Оказание поддержки    Минтруд России,         1994-1996 гг.
     предприятиям в разра- Минобразование России,
     ботке учебно-методи-  Госкомвуз России
     ческой документации

            4. РАЗРАБОТКА ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ И ПРОЕКТОВ

 4.1 Федеральная программа Минтруд России,         IV квартал
     развития кадрового    Минэкономики России,    1995 г.
     потенциала России на  Минобразование России,
     период до 2000 года   Госкомвуз России,
                           Госкомпром России,
                           РАН

 4.2 Мониторинг            Минтруд России,         1994-1995 гг.
     производственной сфе- Госкомвуз России,
     ры на федеральном и   Минобразование России
     региональном уровнях

 4.3 Создание системы      Минтруд России          1994-1995 гг.
     консультационных услуг
     по вопросам развития
     персонала

 4.4 Формирование рынка    Минтруд России,         1994-1995 гг.
     учебных услуг         Минобразование России,
                           Госкомвуз России,
                           ФСЗ России

 4.5 Информационное        Минтруд России,         1994-1995 гг.
     обеспечение системы   Госкомпром России
     развития персонала на
     производстве

 4.6 Принятие целевого     Минтруд России,         1994 г.
     проекта "Формирование Минобразование России,
     трудового потенциала  Госкомвуз России,
     для наукоемкого про-  РКА, администрация
     изводства" (на базе   Московской области
     НПО "Энергия")

 4.7 Создание              Минтруд России,         1994-1996 гг.
     экспериментальных     Госкомпром России,
     регионально-отрасле-  заинтересованные
     вых учебных центров   федеральные органы
     по обучению на пред-  исполнительной власти
     приятиях              и органы исполнительной
                           власти суб'ектов Рос-
                           сийской Федерации

 4.8 Подготовка            Минтруд России,         1994-1995 гг.
     преподавательских     Госкомвуз России
     кадров для обучения   заинтересованные
     персонала на произ-   федеральные органы
     водстве               исполнительной власти