ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 2.04.95 г. N 4205, г. Москва

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ О СПЕЦИАЛЬНОМ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С ДЕИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ

Правительство Российской Федерации ПОСТАНОВЛЯЕТ:

Утвердить прилагаемое Типовое положение о специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением.

Председатель Правительства
Российской Федерации В. Черномырдин


УТВЕРЖДЕНО постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 1995 г. N 240

ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ О СПЕЦИАЛЬНОМ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящее Типовое положение регулирует образовательную, воспитательную и хозяйственно-экономическую деятельность государственных и муниципальных учебно-воспитательных учреждений для детей и подростков с девиантным (отклоняющимся от нормы, общественно опасным) поведением.

Специальное учебно-воспитательное учреждение для детей и подростков с девиантным поведением (далее именуется - учреждение) призвано обеспечить их психологическую, медицинскую и социальную реабилитацию, включая коррекцию их поведения и адаптацию в обществе, а также создание условий для получения ими начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и начального профессионального образования.

2. В своей деятельности учреждение руководствуется федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, международными актами в области защиты прав ребенка и его законных интересов, решениями соответствующего органа управления образованием, настоящим Типовым положением.

3. Настоящее типовое положение распространяется на следующие виды учреждений:

специальную общеобразовательную школу;

специальное профессионально-техническое училище;

специальную (коррекционную) общеобразовательную школу и специальное (коррекционное) профессионально-техническое училище для детей и подростков с отклонениями в развитии (задержкой психического развития и легкими формами умственной отсталости), совершивших общественно опасные деяния (далее именуются - коррекционные учреждения).

4. Деятельность государственных и муниципальных учреждений регулируется настоящим Типовым положением и разработанным на его основе уставом.

II. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЯ

5. Учреждение создается учредителем (учредителями) в установленном порядке и регистрируются в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченными органами местного самоуправления.

6. Статус учредителя (учредителей) определяет организационно-правовую форму учреждения.

Учредителем (учредителями) государственного учреждения могут быть федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти суб'ектов Российской Федерации.

Учредителем (учредителями) муниципального учреждения являются органы местного самоуправления.

7. При создании межрегионального учреждения допускается совместное учредительство.

8. Отношения между учредителем (учредителями) и учреждением определяются договором, заключаемым между ними в соответствии с законодательством Российской Федерации.

9. Учреждение проходит государственную аккредитацию в порядке, установленном Законом Российской Федерации "Об образовании".

10. Права юридического лица в части ведения уставной финансово-хозяйственной деятельности возникают у учреждения с момента его регистрации, а права на образовательную деятельность и на получение льгот, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - с момента выдачи ему соответствующей лицензии (разрешения).

Учреждение как юридическое лицо имеет устав, расчетный и другие счета в банковских учреждениях, печать установленного образца, штамп, бланки со своим наименованием.

11. Учреждения в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе образовывать об'единения в форме ассоциаций и союзов.

12. Как правило, создаются отдельные учреждения для мальчиков и для девочек. При наличии соответствующих условий возможно создание смешанных учреждений с совместным содержанием и обучением мальчиков и девочек.

Учреждение может быть открытого или закрытого типа.

13. Учреждение открытого типа выполняет функции профилактического учреждения и создается для детей и подростков:

с устойчивым противоправным поведением;

подвергшихся любым формам психологического насилия;

отказывающихся посещать общеобразовательные учреждения, испытывающих трудности в общении с родителями.

В учреждении открытого типа создается система, обеспечивающая развитие личности воспитанника, нуждающегося в особой заботе и защите.

В случае если обучение в учреждении открытого типа не создаст комфортных условий для реабилитации воспитанника, родители (лица, их заменяющие) имеют право отказаться от услуг данного учреждения.

Учреждение открытого типа может быть государственным, муниципальным или негосударственным. Для негосударственного учреждения открытого типа настоящее Типовое положение является примерным.

14. Учреждение закрытого типа создается для несовершеннолетних, совершивших общественно опасные деяния, предусмотренные Уголовным кодексом РСФСР, нуждающихся в особых условиях воспитания и обучения и требующих специального педагогического подхода.

В учреждении закрытого типа создается режимная (вспомогательная) служба, обеспечивающая специальные условия содержания воспитанников.

Специальные условия содержания предусматривают:

охрану территории учреждения и материальных ценностей;

организацию безопасных условий содержания воспитанников;

временную изоляцию воспитанников, исключающую возможность их ухода с территории учреждения по собственному желанию;

круглосуточное наблюдение и контроль за воспитанниками, в том числе во время, отведенное для сна;

проведение выборочного досмотра вещей воспитанников, поступающих им посылок, бандеролей, передач.

Число работников режимной (вспомогательной) службы устанавливается в зависимости от вида учреждения, количества охраняемых об'ектова на его территории, планировки помещений, размеров территории.

Учреждение закрытого типа может быть только государственным.

15. Порядок содержания, обучения и воспитания детей и подростков в учреждениях открытого и закрытого типов устанавливается с учетом их индивидуальности, возраста, пола, а также психического и физического состояния и должен обеспечивать:

создание условий для психокоррекционной работы на основе индивидуальной социально-психиологической диагностики;

организацию оптимального распорядка дня, включающего в себя систему оздоровительно-воспитательных мероприятий, занятие общественно полезной деятельностью, личное время воспитанников;

безопасные условия проживания, максимальную защищенность воспитанников от негативного влияния;

социально-правовую помощь.

16. Порядок содержания воспитанников в коррекционном учреждении направлен на создание условий для психологической, медицинской и педагогической корреккции отклонений в психофизическом развитии детей и подростков, формирования их личности, а также их социальной реабилитации.

Коррекционное учреждение может быть только учреждением закрытого типа.

17. Учреждение создается при наличии не менее 25 воспитанников.

Наполняемость класса (группы) устанавливается в количестве не более 8-10 человек, в коррекционных учреждениях - 5-8 человек. На каждую группу предусматривается не менее 2 воспитателей, 2 мастера производственного обучения, 2 учителя трудового обучения.

В штате учреждения предусматриваются должности учителя-логопеда, дефектолога (из расчета по 1 штатной единице на каждые 15-20 воспитанников с нарушениями речи), педагога-психолога, социального педагога (из расчета по 1 штатной единице на каждые 25 воспитанников), психотерапевта (2 штатные единицы).

Бытовые условия учреждения (планировка, отделка помещений и т.д.) должны способствовать реабилитационному процессу, создавать условия для снятия у воспитанников эмоционального напряжения и агрессии.

Учреждение должно иметь:

комплекс жилых и учебных зданий для воспитанников;

помещения для педагогического, административного и обслуживающего персонала, подсобное хозяйство, пищеблок, клуб, спортгородок, учебно-опытный участок, учебно-производственные мастерские и другие помещения, необходимые учреждению для достижения цели;

материальную базу для проведения лечебных и специальных коррекционных занятий, в том числе медицинские кабинеты (стоматологический, процедурный, физиопроцедурный, психиатра), помещение для занятий психотерапией, комнату психологической разгрузки и другие;

спальные помещения, рассчитанные на 1-3 человек, санитарные узлы с отдельными кабинетами в соответствии с установленными нормами;

транспортные средства (автобус, легковая и грузовая автомашины).

Учреждение открывается в населенном пункте с благоприятными климатическими и экологическими условиями, имеющем транспортную и телефонную связь.

18. Реорганизация и ликвидация учреждения осуществляются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

При ликвидации учреждения учредитель (учредители) берет на себя ответственность за перевод воспитанников в другие учреждения по согласованию с комиссиями по делам несовершеннолетних по месту жительства воспитанников и их родителями (лицами, их заменяющими).

19. Медицинское обслуживание (общепедиатрическое, психиатрическое, неврологическое) воспитанников обеспечивается медицинским персоналом, закрепленным органами здравоохранения за учреждением. Медицинский персонал наряду с администрацией и педагогическим персоналом несет ответственность за проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режим и качество питания воспитанников.

Организация питания воспитанников возлагается на предприятия общественного питания, закрепленные за учреждением органами местного самоуправления.

20. В учреждении организуется психолого-медико-педагогическая комиссия.

21. Психологическую реабилитацию воспитанников, консультативную и профилактическую работу с педагогическими и медицинскими работниками учреждения, родителями (лицами, их заменяющими) осуществляют педагоги-психологи.

22. Социальные педагоги осуществляют связь со службами социальной защиты населения по месту жительства воспитанников, поддерживают связь с родителями (лицами, их заменяющими) путем пепеписки, посещения их на дому, личных бесед, проведения родительских собраний.

23. Педагоги-психологи, медицинские работники учреждения ведут просветительскую работу среди воспитанников, родителей (лиц, их заменяющих), учителей, воспитателей. Медики, психологи и социальные работники ведут совместную работу, согласуя между собой все мероприятия по лечению, реабилитации и обучению воспитанников.

24. В учреждении ведутся:

медицинская карта на каждого воспитанника, выписка из которой выдается по заявлению родителей (лиц, их заменяющих) или воспитанника для представления в лечебно-профилей о мерах взыскания по отношению к воспитанникам;

книга записей происшествий, в которую заносятся сведения о причиненном воспитанниками ущербе личности и материальном ущербе, нарушениях ими дисциплины.

III. ПОРЯДОК КОМПЛЕКТОВАНИЯ УЧРЕЖДЕНИЯ И ВЫПУСКА ИЗ НЕГО ВОСПИТАННИКОВ

25. Несовершеннолетние в возрасте от 11 до 18 лет, совершившие общественно опасное деяние, по решению суда направляются в учреждение закрытого типа <*>.

В учреждение открытого типа принимаютмя дети и подростки в возрасте от 8 до 18 лет при наличии заключения психолого-медико-педагогической консультации, рекомендации комиссии по делам несовершеннолетних по месту их жительства, заявления родителей (лиц, их заменяющих) и с согласия подростка старше 15 лет.

<*> До вступления в силу пункта 11 статьи 50 Закона Российской Федерации "Об образовании" направление несовершеннолетних в учреждение закрытого типа и выпуск из него осуществляется по постановлению комиссии по делам несовершеннолетних.

26. Доставка несовершеннолетнего правонарушителя в учреждение закрытого типа осуществляется по решению суда либо в установленном порядке через центры временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей, либо его родителями (лицами, их заменяющими).

27. Прием детей и подростков в учреждение осуществляется в порядке, определяемом уставом учреждения.

28. Направление в учреждение закрытого типа осуществляется в соответствии с перечнем медицинских показаний, утверждаемым Министерством здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации и Министерством образования Российской Федерации.

29. Порядок оформления личного дела несовершеннолетнего, направляемого в учреждение закрытого типа, определяется инструкцией о порядке оформления личных дел несовершеннолетних, направляемых в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, утверждаемой Министерством образования Российской Федерации и Министерством внутренних дел Российской Федерации.

30. Администрация учреждения закрытого типа в 5-дневный срок со дня поступления воспитанника письменно извещает об этом его родителей (лиц, их заменяющих), а также образовательное учреждение, из которого он выбыл, и соответствующий орган управления образованием.

31. Психолого-медико-педагогическая комиссия каждые 6 месяцев рассматривает динамику реабилитационного процесса и вносит коррективы в индивидуальный план работы с воспитанником. При позитивных результатах администрация учреждения вносит в комиссию по делам несовершеннолетних по месту нахождения этого учреждения предложение о досрочном выпуске воспитанника из учреждения. Выпуск воспитанников из учреждения закрытого типа производится постановлением комиссии по делам несовершеннолетних по месту нахождения этого учреждения на основании представления администрации учреждения.

В учреждении закрытого типа воспитанники содержатся не более 3 лет.

Срок содержания по желанию воспитанника может быть продлен до завершения им одной из ступеней образования.

32. Срок реабилитации воспитанника в учреждении закрытого типа устанавливается психолого-медико-педагогической комиссией этого учреждения после проведения в течение 3 месяцев диагностики его личности. Для определения степени и динамики психологической, медицинской и социальной реабилитации воспитанника при его поступлении в учреждение заводится специальная карта, которая ведется педагогом-психологом в течение всего времени пребывания воспитанника в учреждении. В эту карту заносятся результаты диагностических обследований и наблюдения, изучения его учебной, трудовой, общественной деятельности и взаимоотношений с другими воспитанниками, родителями (лицами, их заменяющими), педагогами, содержание бесед с воспитанником. Вся полученная информация является конфиденциальной и не может использоваться во вред правам и законным интересам воспитанника.

33. Воспитанники, выпущенные из учреждения, имеют право продолжить обучение в том образовательном учреждении, где они обучались ранее. Они принимаются в соответствующий класс на основании документов об их промежуточной аттестации, выданных учреждением, без какой-либо дополнительной проверки знаний.

34. Воспитанники после выпуска из учреждения направляются к родителям (лицам, их заменяющим), не имеющие таковых несовершеннолетние воспитанники - в соответствующие учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В случае если воспитанник после выпуска из учреждени не может быть направлен к родителям (лицам, их заменяющим) или его возвращение на прежнее место жительства невозможно в силу отсутствия условий для его проживания и дальнейшего воспитания, органы местного самоуправления и комиссия по делам несовершеннолетних по месту жительства воспитанника принимают меры по его бытовому устройству, определению его на учебу или на работу в соответствии с образованием и возрастом.

35. Администрация учреждения не позднее чем за месяц информирует родителей (лиц, их заменяющих) и комиссию по делам несовершеннолетних по месту жительства воспитанника о его выпуске.

36. Администрация учреждения имеет право обеспечить выпускнику, выпущенному из учреждения, проживание и питание в учреждении в течение 3 месяцев для решения вопроса о его трудоустройстве или дальнейшем обучении.

37. В случае досрочного выбытия или выпуска из учреждения (по окончании учреждения) воспитаннику выдается бесплатно комплект одежды и обуви, бывший в его пользовании в период обучения в учреждении, принадлежащие ему вещи и деньги, личные документы. Он также обеспечивается проездными документами и продуктами питания на путь следования.

38. Воспитанники в возрасте до 16 лет направляются к месту их постоянного проживания в сопровождении работника учреждения либо родителей (лиц, их заменяющих).

39. Перевод воспитанника, испытывающего трудности при адаптации, из одного учреждения закрытого типа в другое осуществляется постановлением комиссии по делам несовершеннолетних по месту нахождения учреждения на основании представления администрации учреждения.

Администрация учреждения в течение 5 дней после принятия комиссией по делам несовершеннолетних постановления о переводе воспитанника информирует об этом его родителей (лиц, их заменяющих).

IV. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В УЧРЕЖДЕНИИ

40. Содержание общего образования определяется образовательными программами, разрабатываемыми, принимаемыми и реализуемыми учреждением самостоятельно с учетом государственных образовательных стандартов.

41. В соответствии с уставными целями и задачами в учреждении создаются условия для реализации дополнительных образовательных программ: занятий спортом, искусством, ремеслами.

42. Организация образовательного процесса в учреждении регламентируется учебным планом, разрабатываемым и утверждаемым учреждением самостоятельно в соответствии с базисным учебным планом и расписанием занятий.

43. Воспитанники, обучающиеся на ступени начального общего и основного общего образования, не освоившие программу учебного года и имеющие академическую задолженность по 2 и более предметам, переводятся в классы компенсирующего обучения.

44. Специальная общеобразовательная школа при наличии соответствующей лицензии может осуществлять профессиональную подготовку, имеющую целью ускоренное приобретение воспитанниками трудовых навыков, необходимых для выполнения определенной работы. Профессиональная подготовка не сопровождается повышением образовательного уровня воспитанника.

45. В специальном профессионально-техническом училище, дающем начальное профессиональное образование, образовательный процесс включает в себя теоретическое и производственное обучение, производственную практику.

Учебная нагрузка воспитанников не должна превышать 36 часов в неделю.

Производственное обучение по всем профессиям осуществляется в группах по 4-5 человек.

На теоретических и лабораторно-практических занятиях по отдельным дисциплинам, а также на занятиях по физическому воспитанию учебные группы могут делиться на 2 подгруппы. Перечень таких дисциплин определяется соответствующим органом управления образованием в рамках государственного стандарта начального профессионального образования.

Производственная практика, как правило, проводится в учебно-производственных мастерских учреждения. Возможно проведение производственной практики на предприятиях, в организациях, колхозах, совхозах, крестьянских (фермерских) хозяйствах. Порядок организации производственной практики определяется соответствующим договором.

46. Воспитанникам предоставляется право выбора специальности из числа специальностей, обучение по которым организовано в учреждении.

47. В процессе профессиональной подготовки воспитанникам предоставляется возможность выполнения оплачиваемой работы с целью адаптации к самостоятельной трудовой деятельности. Заработанные деньги в полном об'еме перечисляются на лицевой счет воспитанника и выдаются ему по его просьбе с разрешения администрации.

48. При выпуске из учреждения воспитанникам, прошедшим аттестацию, выдаются документы о получении образования и (или) квалификации по профессии (специальности).

Воспитанникам, не завершившим образование одного из уровней (основное общее, среднее (полное) общее, начальное профессиональное образование), выдается справка установленного образца).

V. УЧАСТНИКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, РАБОТНИКИ УЧРЕЖДЕНИЯ УЧРЕЖДЕНИЯ, ИХ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ

49. Участниками образовательного процесса в учреждении являются воспитанники, педагогические и инженерно-педагогические работники учреждения, родители (лица, их заменяющие).

Воспитанники

50. Воспитанники в учреждении имеют право на получение бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального образования в соответствии с государственными образовательными стандартами.

51. В коррекционных учреждениях организуются общеобразовательное обучение и профессиональная подготовка воспитанников, соответствующие их психофизическому развитию и имеющие практическую направленность.

52. Воспитанники имеют на обучение в рамках государственных образовательных стандартов по индивидуальному учебному плану и на ускоренный курс обучения в порядке, определяемом уставом учреждения и другими актами, принимаемыми учреждением.

53. Воспитанники, имеющие нарушения речи, получают логопедическую помощь на специально организуемых занятиях.

54. Воспитанники находятся на полном государственном обеспечении. На детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, распространяются нормы материального обеспечения, предусмотренные для данных категорий детей законодательством Российской Федерации.

55. Воспитанники имеют право на получение юридической консультации за счет средств учреждения, предусмотренных сметой расходов по оплате внештатных работников.

56. Воспитанники имеют право на переписку, получение передач, посылок, бандеролей, денежных переводов, телефонные переговоры, пользование личными вещами.

57. В случае ухудшения состояния здоровья воспитанника или его смерти администрация учреждения немедленно уведомляет об этом его родители родителей (лиц, их заменяющих) воспитанник имеет право присутствовать на их похоронах, а при тяжелом заболевании родителей (лиц, их заменяющих) - навестить их. Расходы на проезд производятся за счет средств учреждения.

59. В период пребывания воспитанника в учреждении закрытого типа по решению администрации учреждения он может быть отпущен на каникулы. При этом расходы на питание за дни возмещаются воспитаннику в натуральной или денежной форме по действующим в учреждении нормам.

60. Воспитанники обязаны выполнять устав учреждения.

61. В случае самовольного ухода воспитанника за пределы учреждения закрытого типа администрация информирует об этом это родителей (лиц, их заменяющих), органы внутренних дел по месту постоянного проживания воспитанника, принимает меры к его розыску. Вопрос о возвращении воспитанника а данное учреждение решается учреждением совместно с комиссией по делам несовершеннолетних по месту нахождения учреждения и его родителями (лицами, их заменяющими).

62. За совершение противоправных действий, грубые и неоднократные нарушения устава учреждения к воспитанникам могут применяться следующие меры взыскания:

предупреждение;

об'явление выговора в устной форме или в приказе директора;

обсуждение на собрании воспитанников, педагогическом совете учреждения;

лишение права выходить за пределы учреждения в воскресные и праздничные дни, каникулярное время;

сообщение родителям (лицам, их заменяющим);

исключение из учреждения открытого типа (об исключении воспитанника учреждение обязано проинформировать комиссию по делам несовершеннолетних по месту жительства воспитанника и его родителей (лиц, их заменяющих).

Решение об исключении из учреждения детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, принимается с согласия органов опеки и попечительства.

По отношению к воспитанникам не допускается:

применение методов физического и психического насилия;

применение мер воздействия, не учитывающих возраст воспитанников, носящих антипедагогических характер, унижающих достоинство личности;

ограничение или лишение воспитанников контактов с родителями (лицами, их заменяющими);

уменьшение норм питания;

лишение воспитанников прогулок;

привлечение их к выполнению функций, связанных с поддержанием дисциплины.

Общественно полезный труд не должен применяться в качестве дисциплинарной меры воздействия.

63. В уставе учреждения устанавливаются меры поощрения воспитанников за добросовестное отношение к труду и учебе, примерное поведение.

Работники учреждения

64. Порядок комплектования учреждения педогогическими, инженерно-педагогическими и другими работниками регламентируется его уставом. Для работников учреждения работодателем является данное учреждение.

На педагогическую работу принимаются лица, имеющие необходимую профессиональную и педагогическую квалификацию, которая соответствует требованиям квалификационной характеристики по должности и полученной специальности и подтверждена документами об образовании.

К педагогической деятельности в учреждении не допускаются лица, указанные в пункте 2 статьи 53 Закона Российской Федерации "Об образовании".

65. Отношения между работником и администрацией учреждения регулируются трудовым договором (контрактом), условия которого не могут противоречить трудовому законодательству Российской Федерации.

Срок действия контракта определяется работником и работодателем при его заключении.

66. Работники учреждения имеют право на участие в управлении учреждением в порядке, определяемом уставом учреждения, на защиту своей профессиональной чести и достоинства.

67. При исполнении профессиональных обязанностей педагогические и инженерно-педагогические работники учреждения имеют право на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания учебных пособий и материалов, учебников, методик оценки знаний воспитанников.

68. Педагогические и инженерно-педагогические работники учреждения имеют право на социальные льготы и гарантии, установленные законодательством Российской Федерации, и дополнительные льготы, установленные для работников специальных учебно-воспитательных учреждений для детей и подростков с девиантным поведением за особые условия труда.

69. Педагогические и инженерно-педагогические работники учреждений имеют право на дополнительные льготы, предоставляемые в соответствующем регионе педагогическим работникам общеобразовательных учреждений и инженерно-педагогическим работникам учреждений начального профессионального образования.

Родители (лица, их заменяющие)

70. Родители (лица, их заменяющие) имеют право:

защищать законные права и интересы детей, принимать участие в организации деятельности учреждения в соответствии с его уставом;

посещать воспитанников без каких-либо ограничений. При этом вучреждении создаются условия для их временного проживания (оборудованные отдельные комнаты), им оказывается помощь в организации питания, приобретении проездных документов.

71. Родители (лица, их заменяющие) обязаны выполнять относящиеся к ним требования устава учреждения.

IV. УПРАВЛЕНИЕ УЧРЕЖДЕНИЕМ

72. Управление учреждением осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации в области образования и уставом учреждения.

73. Непосредственное руководство учреждением осуществляет прошедший соответствующую аттестацию директор.

Найм (прием) на работу директора государственного учреждения осуществляется в порядке, определяемом Законом Российской Федерации "Об образовании" и уставом учреждения.

Директор муниципального учреждения назначается на должность и освобождается от должности учредителем (учредителями).

74. Директор учреждения несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за жизнь и здоровье воспитанников и работников учреждения, за комплектование учреждения квалифицированными кадрами работников.

Директор организует работу учреждения и несет полную ответственность за организацию образовательного и воспитательного процесса, за соблюдение а нем плановой, финансовой и организационной дисциплины.

75. В целях развития образовательного процесса, повышения профессионального мастерства и творческого роста педагогических и инженерно-педагогических работников в учреждении могут создаваться педагогический совет и методические об'единения этих работников.

76. Руководство образовательным процессом и обеспечение образовательного процесса в коррекционных учреждениях осуществляются специалистами в области коррекционной педагогики, а также учителями, прошедшими соответствующую переподготовку по профилю деятельности указанного учреждения.

77. В случае нанесения воспитаннику физического, морального или материального ущерба администрация учреждения информирует учредителя (учредителей) и при необходимости органы милиции, комиссию по делам несовершеннолетних по месту нахождения учреждения, родителей (лиц, их заменяющих), назначает дисциплинарное расследование, по результатам которого принимаются соответствующие меры.

О всех чрезвычайных происшествиях администрация учреждения немедленно информирует учредителя (учредителей), местные правоохранительные органы и органы управления образованием, Министерство образования Российской Федерации.

78. При поступлении мотивированной жалобы о нанесении воспитаннику работником учреждения морального или физического ущерба работник отстраняется от контакта с воспитанником до завершения дисциплинарного расследования.

VII. ИМУЩЕСТВО И СРЕДСТВА УЧРЕЖДЕНИЯ

79. Собственник имущества (уполномоченный им орган) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, закрепляет его за учреждением.

Об'екты собственности, закрепленные за учреждением, находятся в оперативном управлении этого учреждения.

Учреждение владеет, пользуется и распоряжается закрепленным за ним имуществом в соответствии с назначением этого имущества, своими уставными целями и законодательством Российской Федерации.

Из'ятие и (или) отчуждение имущества, закрепленного за учреждением, допускается только в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

80. Учреждение не вправе заключать сделки, возможными последствиями которых является отчуждение основных фондов учреждения (кроме основных фондов, приобретенных за счет собственных средств учреждения) в пользу третьих лиц.

Такие сделки и договорные отношения являются недействительными с момента их заключения.

81. Деятельность учреждения финансируется его учредителем (учредителями) в соответствии с договором между учреждением и учредителем (учредителями).

В случае открытия межрегионального учреждения его финансирование осуществляется с долевым участием учредителей.

Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов учреждения являются:

собственные средства учредителя (учредителей);

бюджетные и внебюджетные средства;

имущество, закрепленное за учреждением собственником (уполномоченным им органом);

доход, полученный от реализации учреждением продукции и услуг, а также от других видов разрешенной деятельности;

кредиты банков и других кредиторов;

другие источники в соответствии с законодательством Российской Федерации.

82. Учреждение отвечает по своим обязательствам в пределах находящихся в его распоряжении денежных средств. При недостаточности этих средств по обязательствам учреждения отвечает его учредитель (учредители) в установленном законодательством Российской Федерации порядке. 83. Финансирование учреждения осуществляется в соответствии с государственными и местными нормативами.

Нормативы финансирования учреждений устанавливаются с учетом тех затрат, которые не зависят от количества воспитанников.

Привлечение дополнительных средств не влечет за собой снижения нормативов и (или) абсолютных размеров финансирования учреждения за счет средств его учредителя (учредителей).

84. Воспитанники обеспечиваются питанием, одеждой, обувью и другими предметами вещевого довольствия согласно установленным нормам.

Директору учреждения предоставляется право вносить частичные изменения в перечень предметов одежды и обуви, предусмотренный действующими нормами, в пределах стоимости полного комплекта обмундирования для одного воспитанника.

85. Содержание воспитанника в учреждении, расположенном вне региона, где находится место его постоянного проживания, осуществляется в соответствии с договором между регионами за счет средств направляющего региона.

86. Учреждение вправе осуществлять самостоятельную хозяйственную деятельность и распоряжаться доходами от этой деятельности в соответствии со своим уставом и законодательством Российской Федерации, регулирующим предпринимательскую деятельность.

87. Финансовые средства учреждения находятся в его распоряжении и из'ятию не подлежат. Право распоряжения этими средствами на цели, предусмотренные уставом, принадлежит директору учреждения.

88. При финансировании учреждения за счет средств федерального бюджета смета расходов утверждается Министерством образования Российской Федерации.

89. Учреждение устанавливает:

ставки заработной платы (должностные оклады) работников на основе Единой тарифной также определяет виды и размеры надбавок, доплат и других выплат стимулирующего характера в пределах средств, направляемых на оплату труда;

структуру управления учреждением;

штатное расписание и должностные обязанности.

90. Учреждению принадлежит право собственности на:

денежные средства, имущество и иные об'екты собственности, переданные ему физическими и юридическими лицами в форме дара, пожертвования или по завещанию;

доходы от собственной деятельности учреждения и приобретенные на эти доходы об'екты собственности в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

91. Учреждение должно располагать необходимым жилым фондом для работников, который закрепляется органами местного самоуправления за учреждением в качестве служебного и не подлежит заселению лицами, не работающими в учреждении.

92. При ликвидации учреждения денежные средства и иное имущество, принадлежащее ему на праве собственности, за вычетом платежей на покрытие обязательств, используются в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом учреждения.

93. Учреждение может осуществлять международное сотрудничество и внешнеэкономическую деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации.