"Московская правда" 19 октября 1995 г. Елена СУББОТИНА НОВОЕ ЧУДО ЧУДЕСНИЦЫ ХИМИИ Экология и образование Десять тысяч учебников, тысяча пособий по химии для учителей, а кроме этого - полторы тысячи книг под названием "Как убедить предприятия уменьшить количество промышленных отходов" переданы в российские средние школы, общественные организации, а также представителям власти и бизнеса в рамках совместного российско- американского проекта "Химия и общество". Проект, активно поддержанный ЮНЕСКО, разработали ведущие американские научно- образовательные организации при участии Российского химико- технологического университета имени Менделеева. Боже, как я не любила химию! Школьные страдания давно кончились, но ночной кошмар не отпускает: экзамен, билет, где каждое слово - ребус, суровые лица членов комиссии, оглушительный провал, принудительное из'ятие аттестата зрелости. Хотя, не исключаю, позаботься наробраз о другом преподавателе и другом учебнике, все было бы иначе. Последующие поколения советских и российских школьников, даже если кому-то больше повезло с учителем, по-прежнему вынуждены жевать невнятную книжку, где смысл явлений максимально затемнен и доведен до кондиции сушеной воблы. Занятно, что столь нелестную оценку дают отечественному учебнику не только двоечники, бывшие и настоящие: существенно расширить представление о сем предмете способно просвещенное мнение академика Юрия Буслаева, состоящего в отделении физико-химии и технологии неорганических материалов Российской академии наук: "Нынешний учебник противопоказан детям" (цитирую дословно, поскольку слышала собственными ушами на презентации программы "Химия и общество" в актовом зале Менделеевки). Обведя взором амфитеатр, Юрий Александрович продолжил: "Удивительно, что после школьного курса химии находятся желающие постигать эту науку в вузе". Американским школьникам повезло значительно больше - нет в их обязательной программе такого предмета; химию читают в виде необременительного курса и всего год, используя при этом в качестве учебного пособия книгу, к созданию которой приложили свои просвещенные перья более ста специалистов. Общество по достоинству оценило этот вклад в дело естественнонаучного просвещения нации, и если несколько лет назад лишь каждый шестой американский школьник пользовался этим учебником, то сегодня - практически каждый второй. Чем же так покорил прагматичные заокеанские умы неортодоксальный учебник? Он пришелся, как говорят в России, к Христову дню, а если конкретно - к моменту, когда технологическая и научная грамотность стали глобальной проблемой, постигать которую надо с младых ногтей. Учебный материал выстроен по принципу перевернутой пирамиды: общие вопросы сверху, частности в виде строения вещества - снизу. Информация разделена на восемь глав, среди которых такие: атмосфера, химия газов и климат; ядерные ресурсы, радиохимия в современном мире; нефть, химическое сырье и топливо; химия и пищевые ресурсы; химия и здоровье. А какая глава посвящена воде! Зачитаешься! Называется она "Водные ресурсы и качество воды" и рассказывает обо всем, что имеет отношение к этому поистине драгоценному для многих регионов современного мира минералу: загрязнение солями тяжелых металлов, загрязнение кислотами, очистка и обработка воды, путешествие по водопроводу. Есть в ней конкретные вопросы: для чего нужна гидроэлектростанция, что произойдет, если случится авария, что станет с природой? Есть и конкретные ответы, например, что делать в том случае, когда осталось пять литров воды на семью и пополнения запасов не предвидится. Как показал опыт американских школ, такой прием построения материала удался - ученики легко постигают тему, не приобретая аллергии к химическим символам и формулам. Прочитав заокеанский учебник, ректор Менделеевки профессор Павел Саркисов пришел к убеждению, что чужой пример - нам наука и неплохо было бы книжку перевести на русский. Издательство "Мир" оказалось тоже не чуждым новому, и учебник тиражом десять тысяч экземпляров увидел свет. Российско-американскому сотрудничеству в рамках программы "Химия и общество" пять лет, и, как видим, кое-что нашей школе от его щедрот перепало. Жаль, что ничего похожего не было раньше - сколько закоренелых двоечников, злостно не успевающих по химии, возможно, выбрали бы ее своей профессией.