"Московская правда" 
     19 октября 1995 г. 
      
     Елена СУББОТИНА 
      
     НОВОЕ ЧУДО ЧУДЕСНИЦЫ ХИМИИ 
      
     Экология и образование 
      
     Десять тысяч учебников, тысяча пособий по химии для учителей, 
а кроме  этого -  полторы тысячи  книг под  названием "Как убедить 
предприятия уменьшить  количество промышленных отходов" переданы в 
российские  средние   школы,  общественные  организации,  а  также 
представителям власти  и бизнеса  в рамках  совместного российско- 
американского  проекта   "Химия  и   общество".  Проект,   активно 
поддержанный  ЮНЕСКО,  разработали  ведущие  американские  научно- 
образовательные  организации   при  участии   Российского  химико- 
технологического университета имени Менделеева. 
     Боже,  как  я  не  любила  химию!  Школьные  страдания  давно 
кончились, но  ночной кошмар  не отпускает:  экзамен,  билет,  где 
каждое слово  - ребус, суровые лица членов комиссии, оглушительный 
провал,  принудительное   из'ятие  аттестата  зрелости.  Хотя,  не 
исключаю, позаботься  наробраз   о другом  преподавателе и  другом 
учебнике, все  было бы  иначе. Последующие  поколения советских  и 
российских  школьников,   даже  если   кому-то  больше  повезло  с 
учителем, по-прежнему вынуждены жевать невнятную книжку, где смысл 
явлений максимально  затемнен и доведен до кондиции сушеной воблы. 
Занятно, что  столь нелестную  оценку дают отечественному учебнику 
не только  двоечники, бывшие  и настоящие:  существенно  расширить 
представление  о   сем  предмете   способно  просвещенное   мнение 
академика Юрия  Буслаева, состоящего  в отделении  физико-химии  и 
технологии неорганических  материалов  Российской  академии  наук: 
"Нынешний  учебник   противопоказан  детям"   (цитирую   дословно, 
поскольку слышала  собственными  ушами  на  презентации  программы 
"Химия и  общество" в  актовом зале  Менделеевки).  Обведя  взором 
амфитеатр, Юрий  Александрович продолжил:  "Удивительно, что после 
школьного курса  химии находятся  желающие постигать  эту науку  в 
вузе". 
     Американским школьникам повезло значительно больше - нет в их 
обязательной  программе  такого  предмета;  химию  читают  в  виде 
необременительного  курса  и  всего  год,  используя  при  этом  в 
качестве учебного пособия книгу, к созданию которой приложили свои 
просвещенные перья более ста специалистов. Общество по достоинству 
оценило этот вклад в дело естественнонаучного просвещения нации, и 
если несколько  лет назад лишь каждый шестой американский школьник 
пользовался  этим  учебником,  то  сегодня  -  практически  каждый 
второй. 
     Чем   же    так   покорил    прагматичные   заокеанские   умы 
неортодоксальный учебник?  Он пришелся,  как говорят  в России,  к 
Христову дню,  а если конкретно - к моменту, когда технологическая 
и  научная   грамотность  стали  глобальной  проблемой,  постигать 
которую надо с младых ногтей. 
     Учебный материал  выстроен по принципу перевернутой пирамиды: 
общие вопросы  сверху, частности в виде строения вещества - снизу. 
Информация  разделена   на  восемь   глав,  среди  которых  такие: 
атмосфера, химия  газов и  климат; ядерные  ресурсы, радиохимия  в 
современном мире;  нефть, химическое  сырье  и  топливо;  химия  и 
пищевые ресурсы;  химия и  здоровье. А какая глава посвящена воде! 
Зачитаешься! Называется  она "Водные  ресурсы и  качество воды"  и 
рассказывает обо  всем,  что  имеет  отношение  к  этому  поистине 
драгоценному  для  многих  регионов  современного  мира  минералу: 
загрязнение  солями   тяжелых  металлов,   загрязнение  кислотами, 
очистка и  обработка воды,  путешествие по водопроводу. Есть в ней 
конкретные  вопросы:   для  чего  нужна  гидроэлектростанция,  что 
произойдет, если  случится авария,  что станет  с природой? Есть и 
конкретные ответы,  например,  что  делать  в  том  случае,  когда 
осталось пять  литров  воды  на  семью  и  пополнения  запасов  не 
предвидится. 
     Как показал  опыт американских  школ, такой  прием построения 
материала удался  - ученики  легко постигают  тему, не  приобретая 
аллергии к химическим символам и формулам. 
     Прочитав заокеанский  учебник, ректор  Менделеевки  профессор 
Павел Саркисов  пришел к убеждению, что чужой пример - нам наука и 
неплохо было  бы книжку  перевести на  русский. Издательство "Мир" 
оказалось тоже  не чуждым  новому, и  учебник тиражом десять тысяч 
экземпляров увидел свет. 
     Российско-американскому  сотрудничеству  в  рамках  программы 
"Химия и  общество" пять лет, и, как видим, кое-что нашей школе от 
его щедрот  перепало. Жаль,  что ничего  похожего не было раньше - 
сколько закоренелых  двоечников, злостно  не успевающих  по химии, 
возможно, выбрали бы ее своей профессией.