"Московская Правда" 26 октября 1995 г. Чтобы не было мучительно стыдно Продолжаем знакомить читателей с материалами, представленными Комитету Российской Федерации по делам молодежи и подготовленными под научным руководством доктора философских наук, профессора, действительного члена Академии гуманитарных наук и Академии менеджмента и рынка, ректора Института молодежи Игоря Михайловича ИЛЬИНСКОГО. Сегодня служба не в почете Радикальные изменения последних лет негативно отразились на армии как на социальном институте воспитания молодежи. Исчезает образец подражания в виде человека в офицерской форме, сосредоточивающий в себе лучшие качества гражданина, такие, как патриотизм, бескорыстие в служении Отечеству, мужество, смелость и отвага. Размывание позитивных ценностных ориентаций у личного состава приводит к чрезвычайным происшествиям, преступности. Сравнение атмосферы, царящей в армейской казарме, с микроклиматом исправительно-трудовых учреждений вряд ли можно считать преувеличенным. Более пятидесяти военнослужащих каждый день совершают преступления. И это при существовании скрытой и облегченной статистики, позволяющей представить положение куда лучше, чем на самом деле. Армия превращается в средство криминализации сознания молодых людей. В результате этого процесса здесь формируется новый тип личности, воспитываемый на ценностях уголовного мира: жестокости, насилия, низменных психологических инстинктах. И уже в этом смысле армия несет в себе потенциальную угрозу для безопасности российского общества. В такой роли российская армия выступает впервые в своей истории. Более того, в условиях, когда в стране укрепляется мафиозно- групповая организованная преступность, нельзя сбрасывать со счетов возможность усиления ее связей с армейскими криминальными элементами, что создает предпосылки к превращению армии в послушное орудие любых политических сил. По разным исследованиям последнего времени, около 80 процентов молодых людей не хотят служить в такой армии. Среди причин названы: "пустая трата времени" - 16,3 процента; "дедовщина" - 11,3; "боязнь быть убитым" - 7,2; "беспредел в армии" - 5,5. По данным научно-исследовательского центра при Институте молодежи, испытывали интерес к службе в армии: Годы 1976 1990 1991 1992 1993 1994 % к числу опрошенных 78 53 25 12 8 5 Улучшает ли нравственную атмосферу в воинских коллективах осуществляемый набор по контракту? По своему социальному составу добровольцы - это дети промышленных рабочих, работников сельского хозяйства, транспорта и связи, представители наименее социально защищенных слоев общества. 45 процентов опрошенных добровольцев указали на то, что сумели приспособиться к новым экономическим условиям и наиболее привлекательные стороны службы по контракту определили следующим образом (в процентах): - хорошо зарабатывать - 54; - избежать безработицы - 45; - получить жилье - 35; - социальные льготы - 33; - защитить страну - 22; - испытать себя, развить физические качества - 18; - пенсионное обеспечение - 16; - стать самостоятельным - 16; - получить образование (профессию) - 11; - быть всегда хорошо одетым - 8; - увидеть новые места - 7; - уважение со стороны гражданского населения - 5; - затрудняюсь с ответом - 8. Как видим, основной мотив - получение материальных и бытовых благ, и потому уже сейчас, как свидетельствуют результаты исследований ИСПИ РАН, резко снижается ориентация на добровольное поступление молодежи в армию. Отказываются в основном по двум причинам: 40 процентов не устраивают условия быта, а 50 процентов - денежное содержание: отвечавшие считают, что такие деньги могут заработать, не связывая себя с армейскими неудобствами. Для того чтобы сделать воспитательный процесс в Вооруженных Силах эффективным, в первую очередь, конечно, надо восстановить прочные связи армии и общества; закрепить конституционными средствами существование армии только как гаранта безопасности граждан страны от посягательств агрессора; принять новый пакет военных законов, гарантирующих социальную и правовую защищенность военнослужащих; создать обновленную систему материального и морального стимулирования поступления на военную службу и самого ратного труда. Сквозь пелену иллюзий Недооценка необходимости формирования воина-гражданина, как свидетельствует история, чревата серьезными последствиями для страны, общества, народа. В то же время сегодня можно с тревогой констатировать, что военно-патриотическое воспитание у нас по существу сведено на нет. "Демилитаризировав" в свое время общеобразовательную среднюю школу, мы подорвали героико- патриотическое воспитание учащихся, разорвали важное звено, связывающее школу с армией. Заметно снизилась воспитательная роль Российского оборонного спортивно-технического общества, многие первичные организации которого теперь больше занимаются коммерцией: в Москве из 246 военно-патриотических клубов на апрель 1994 года действовало лишь 14. Свернута программа "Готов к труду и обороне", при этом было проигнорировано, что в том или ином виде военно-патриотическая подготовка юношества существовала в России испокон веков, что она существует и в большинстве цивилизованных западных стран, в том числе в США, Германии, Франции. С точки зрения исследователей, в условиях неоднозначной сегодня внутриполитической обстановки и с учетом противоречивых тенденций межнациональных отношений в воинских коллективах важное значение имело бы культивирование среди молодых военнослужащих идеи общегосударственного единства и через это - осознание народов России единой этнополитической общностью граждан Российской Федерации. Мобилизирующее значение патриотизма и национальных чувств столь высоко, что ни в одной армии мира не отказываются от их культивирования. В советский период в Вооруженных Силах непосредственно воспитательной работой с личным составом, с молодыми воинами занимались политорганы, партийные и комсомольские работники. Сейчас взамен им идет поиск путей организации воспитательной работы, однако очевидно, что число военнослужащих, занимающихся непосредственно воспитательной работой, стало намного меньше, чем в армиях западных стран. Так, в США штатные функционеры по работе с личным составом устанавливаются из расчета один такой работник на 35 военнослужащих. В России даже до реформирования структур по работе с личным составом в органах воспитания в 1993 году один офицер-воспитатель приходился на 65 военнослужащих. В Германии в штаб прессы и информации бундесвера, который непосредственно занимается проблемами воспитательной и социально- правовой работы, входит специальный отдел по работе с молодежью и изучению общественного мнения, занимающийся в том числе воспитательной работой с допризывной молодежью, ее подготовкой в идеологическом отношении до уровня солдата бундесвера. Отдел тесно взаимодействует с имеющимися в частях штатными офицерами по работе с молодежью - около 70 человек и более 1300 - внештатными офицерами и унтер-офицерами. В Вооруженных Силах Российской Федерации в настоящее время фактически нет ни одного штатного молодежного работника, в то время как они по своему составу являются преимущественно молодежным формированием. В новых структурах не предусматриваются должности офицеров, отвечающих за молодежную работу. В формировании здорового морально-нравственного климата в армии определенную роль могут сыграть конфессиональные организации, обладая богатым арсеналом средств эмоционального воздействия, значительными культурными богатствами. Как показывают социологические исследования, из числа опрошенных военнослужащих 25 процентов определены как верующие. В то же время, как показывают исследования, ни церковь, ни массовое сознание военнослужащих не готовы к внедрению церковных структур в армейские коллективы. Опираясь на положение военной доктрины Российской Федерации о том, что военно-патриотическое воспитание является общегосударственной задачей, делом всего общества, необходимо как можно быстрее разработать комплексную общенациональную программу и принять все меры к ее реализации. Основными направлениями молодежной политики в армии могли бы стать привлечение армейской молодежи к непосредственному участию в формировании и реализации социальных программ. Публикацию подготовила Эльвира ШЛЯХТИНА