"Московская Правда" 
     26 октября 1995 г. 
      
      
      
     Чтобы не было мучительно стыдно 
      
     Продолжаем знакомить читателей с материалами, представленными 
Комитету Российской  Федерации по делам молодежи и подготовленными 
под научным  руководством доктора  философских  наук,  профессора, 
действительного  члена   Академии  гуманитарных  наук  и  Академии 
менеджмента и  рынка, ректора Института молодежи Игоря Михайловича 
ИЛЬИНСКОГО. 
      
     Сегодня служба не в почете 
      
     Радикальные изменения  последних лет  негативно отразились на 
армии как  на социальном  институте воспитания  молодежи. Исчезает 
образец  подражания   в  виде   человека   в   офицерской   форме, 
сосредоточивающий в  себе лучшие  качества гражданина,  такие, как 
патриотизм, бескорыстие в служении Отечеству, мужество, смелость и 
отвага. 
     Размывание позитивных ценностных ориентаций у личного состава 
приводит к  чрезвычайным  происшествиям,  преступности.  Сравнение 
атмосферы,  царящей   в   армейской   казарме,   с   микроклиматом 
исправительно-трудовых   учреждений    вряд   ли   можно   считать 
преувеличенным.  Более   пятидесяти  военнослужащих   каждый  день 
совершают  преступления.   И  это   при  существовании  скрытой  и 
облегченной статистики,  позволяющей  представить  положение  куда 
лучше,  чем   на  самом   деле.  Армия   превращается  в  средство 
криминализации сознания молодых людей. В результате этого процесса 
здесь формируется  новый тип  личности, воспитываемый на ценностях 
уголовного мира:  жестокости, насилия,  низменных  психологических 
инстинктах. И  уже в  этом смысле армия несет в себе потенциальную 
угрозу  для   безопасности  российского  общества.  В  такой  роли 
российская армия выступает впервые в своей истории. 
     Более того,  в условиях, когда в стране укрепляется мафиозно- 
групповая организованная преступность, нельзя сбрасывать со счетов 
возможность  усиления   ее  связей   с  армейскими   криминальными 
элементами,  что   создает  предпосылки   к  превращению  армии  в 
послушное орудие  любых политических  сил. По разным исследованиям 
последнего времени,  около 80  процентов молодых  людей  не  хотят 
служить в такой армии. 
     Среди причин названы: "пустая трата времени" - 16,3 процента; 
"дедовщина" -  11,3; "боязнь  быть убитым"  -  7,2;  "беспредел  в 
армии" -  5,5.  По  данным  научно-исследовательского  центра  при 
Институте молодежи, испытывали интерес к службе в армии: 
      
Годы                     1976   1990   1991   1992    1993    1994 
% к числу опрошенных      78     53     25     12      8       5 
      
     Улучшает ли  нравственную атмосферу  в  воинских  коллективах 
осуществляемый набор  по контракту?  По своему социальному составу 
добровольцы -  это дети промышленных рабочих, работников сельского 
хозяйства, транспорта  и связи,  представители наименее  социально 
защищенных слоев  общества. 45  процентов опрошенных  добровольцев 
указали на  то, что  сумели приспособиться  к новым  экономическим 
условиям и  наиболее привлекательные  стороны службы  по контракту 
определили следующим образом (в процентах): 
     - хорошо зарабатывать - 54; 
     - избежать безработицы - 45; 
     - получить жилье - 35; 
     - социальные льготы - 33; 
     - защитить страну - 22; 
     - испытать себя, развить физические качества - 18; 
     - пенсионное обеспечение - 16; 
     - стать самостоятельным - 16; 
     - получить образование (профессию) - 11; 
     - быть всегда хорошо одетым - 8; 
     - увидеть новые места - 7; 
     - уважение со стороны гражданского населения - 5; 
     - затрудняюсь с ответом - 8. 
     Как видим,  основной мотив - получение материальных и бытовых 
благ,  и   потому  уже   сейчас,  как  свидетельствуют  результаты 
исследований ИСПИ  РАН, резко снижается ориентация на добровольное 
поступление молодежи  в армию.  Отказываются в  основном  по  двум 
причинам: 40  процентов не устраивают условия быта, а 50 процентов 
- денежное  содержание: отвечавшие считают, что такие деньги могут 
заработать, не связывая себя с армейскими неудобствами. 
     Для того  чтобы сделать  воспитательный процесс в Вооруженных 
Силах эффективным,  в первую  очередь, конечно,  надо восстановить 
прочные  связи   армии  и   общества;  закрепить  конституционными 
средствами существование  армии только  как  гаранта  безопасности 
граждан страны  от посягательств  агрессора; принять  новый  пакет 
военных законов,  гарантирующих социальную и правовую защищенность 
военнослужащих;  создать   обновленную  систему   материального  и 
морального стимулирования  поступления на  военную службу и самого 
ратного труда. 
      
     Сквозь пелену иллюзий 
      
     Недооценка необходимости  формирования воина-гражданина,  как 
свидетельствует  история,  чревата  серьезными  последствиями  для 
страны, общества,  народа. В  то же время сегодня можно с тревогой 
констатировать, что  военно-патриотическое  воспитание  у  нас  по 
существу  сведено   на  нет.   "Демилитаризировав"  в  свое  время 
общеобразовательную   среднюю   школу,   мы   подорвали   героико- 
патриотическое  воспитание   учащихся,  разорвали   важное  звено, 
связывающее школу  с армией. Заметно снизилась воспитательная роль 
Российского  оборонного  спортивно-технического  общества,  многие 
первичные   организации    которого   теперь   больше   занимаются 
коммерцией: в Москве из 246 военно-патриотических клубов на апрель 
1994 года действовало лишь 14. 
     Свернута программа  "Готов к  труду и обороне", при этом было 
проигнорировано, что  в том  или ином  виде  военно-патриотическая 
подготовка юношества  существовала в России испокон веков, что она 
существует и  в большинстве  цивилизованных западных  стран, в том 
числе в США, Германии, Франции. 
     С  точки  зрения  исследователей,  в  условиях  неоднозначной 
сегодня внутриполитической  обстановки и  с учетом  противоречивых 
тенденций межнациональных  отношений в воинских коллективах важное 
значение имело  бы культивирование  среди  молодых  военнослужащих 
идеи общегосударственного единства и через это - осознание народов 
России  единой   этнополитической  общностью   граждан  Российской 
Федерации.  Мобилизирующее  значение  патриотизма  и  национальных 
чувств столь  высоко, что ни в одной армии мира не отказываются от 
их культивирования. 
     В  советский   период  в  Вооруженных  Силах  непосредственно 
воспитательной работой  с  личным  составом,  с  молодыми  воинами 
занимались  политорганы,   партийные  и  комсомольские  работники. 
Сейчас взамен  им  идет  поиск  путей  организации  воспитательной 
работы, однако  очевидно, что  число военнослужащих,  занимающихся 
непосредственно воспитательной  работой, стало намного меньше, чем 
в армиях  западных стран. Так, в США штатные функционеры по работе 
с личным  составом устанавливаются  из расчета один такой работник 
на 35  военнослужащих. В России даже до реформирования структур по 
работе с  личным составом  в органах  воспитания в  1993 году один 
офицер-воспитатель приходился на 65 военнослужащих. 
     В Германии  в штаб  прессы и  информации бундесвера,  который 
непосредственно занимается  проблемами воспитательной и социально- 
правовой работы,  входит специальный отдел по работе с молодежью и 
изучению  общественного   мнения,   занимающийся   в   том   числе 
воспитательной работой  с допризывной  молодежью, ее подготовкой в 
идеологическом отношении до уровня солдата бундесвера. Отдел тесно 
взаимодействует с имеющимися в частях штатными офицерами по работе 
с молодежью  -  около  70  человек  и  более  1300  -  внештатными 
офицерами и унтер-офицерами. 
     В Вооруженных  Силах Российской  Федерации в  настоящее время 
фактически нет  ни одного  штатного молодежного  работника,  в  то 
время  как   они  по   своему  составу   являются  преимущественно 
молодежным формированием.  В новых структурах не предусматриваются 
должности офицеров, отвечающих за молодежную работу. 
     В формировании  здорового  морально-нравственного  климата  в 
армии   определенную    роль   могут    сыграть   конфессиональные 
организации,  обладая  богатым  арсеналом  средств  эмоционального 
воздействия, значительными культурными богатствами. Как показывают 
социологические исследования,  из числа  опрошенных военнослужащих 
25  процентов   определены  как  верующие.  В  то  же  время,  как 
показывают  исследования,   ни  церковь,  ни    массовое  сознание 
военнослужащих  не   готовы  к   внедрению  церковных  структур  в 
армейские коллективы. 
     Опираясь на положение военной доктрины Российской Федерации о 
том,     что     военно-патриотическое     воспитание     является 
общегосударственной задачей,  делом всего общества, необходимо как 
можно быстрее разработать комплексную общенациональную программу и 
принять  все   меры  к   ее  реализации.  Основными  направлениями 
молодежной политики  в армии  могли бы стать привлечение армейской 
молодежи к  непосредственному участию  в формировании и реализации 
социальных программ. 
      
     Публикацию подготовила Эльвира ШЛЯХТИНА