"Московская правда" 
     26 октября 1995 г. 
      
     Ольга ЮКЕЛИС 
      
     А ПОЧЕМУ БЫ НЕ СМОТРЕТЬ НА ПОТОЛОК? 
      
                   В здоровом ребенке - здоровый дух 
      
     Этот класс  не похож на обычный школьный. Он меньше и уютнее. 
Все по-домашнему, разве что парты и доска.Ученики, самые что ни на 
есть настоящие,  с усердием первоклашек склонились над тетрадками. 
Впрочем,   это    и   есть    первоклассники,   учащиеся   учебно- 
воспитательного комплекса  N 1665,  куда  входят  ясли,  детсад  и 
начальная школа. 
     Начиная с  1980 года  тогда еще обычное дошкольное учреждение 
стало специализированным  для детей с нарушением зрения и является 
экспериментальной площадкой Института коррекционной педагогики. 
     Эксперимент начинался  непросто.  Одной  благородной  идеи  - 
оказывать эффективную  медицинскую помощь  детям на  ранней стадии 
заболевания -  оказалось мало. Нужны были квалифицированные кадры, 
педагогические и медицинские, аппаратура и, естественно, средства. 
Заведующая  детсадом  М.Ильина,  обойдя  впустую  многие  кабинеты 
влиятельных начальников,  обратилась в  Городское общество слепых. 
Они дали деньги, подсказали, какое оборудование закупить. 
     В  это   же  время   Майя  Петровна   устанавливает  связи  с 
лабораторией       Института       коррекционной       педагогики, 
специализирующейся  на   разработке  методов   обучения  детей   с 
дефектами зрения. Помощь, которую там оказали, сыграла важную роль 
в перепрофилировании сада. 
     Систематические  процедуры,  в  которых  нуждаются  маленькие 
пациенты, вызывают  повышенную нервозность.  Если они проводятся в 
поликлинике, то рядом всегда мама, которая пожалеет, приголубит. А 
здесь, в  детском саду,  кто поможет  снять  стресс?  Многие  дети 
способны   справиться   с   ним   сами,   нужно   только   создать 
соответствующие условия - дать возможность ребенку побыть одному с 
любимой игрушкой. А кому-то действительно необходимо в этот момент 
внимание взрослого,  сочувствие, улыбка.  Изучить  психологические 
особенности каждого  ребенка, найти правильный подход, разработать 
систему занятий с детьми - это взяли на себя ученые института. 
     В штате  детсада появились  офтальмолог, ортоптистки (глазные 
медсестры),  психолог,   тифлопедагог  -   специалист,   владеющий 
методами обучения детей с нарушением зрения. 
     Многое изменилось  и в  интерьере детского сада. Даже потолки 
приспособили для  тренировки  зрения  -  нанесли  рисунки,  схемы, 
позволяющие без усилий, в игре упражнять глаза. 
     Кое-что пришлось  переделать  и  в  планировке  помещений.  В 
каждой группе  появился свой  процедурный  кабинет  с  современным 
лазерным и компьютерным оборудованием. 
     Три года  назад детсад стал учебно-воспитательным комплексом. 
Здешние дети  к начальной  школе уже  ничем не отличаются от своих 
сверстников: они  пишут,  читают,  рисуют,  считают.  Естественно, 
программа  полностью   соответствует  программе   младших  классов 
обычной школы. 
     - В  этом году у нас будет первый выпуск, - говорит М.Ильина. 
- Мы  очень волнуемся  за наших  детей. Дело  в том, что в средней 
школе увеличатся  нагрузки,  а  такого,  как  у  нас,  тщательного 
лечения и  наблюдения там  уже не  будет. И скорее всего занятия в 
обычной  школе   усугубят  у  детей  проблемы  со  зрением.  Я  не 
сторонница специализированных  школ. Но  в обычной школе проводить 
профилактику детям с ослабленным зрением совершенно необходимо. 
     Безусловно, права  Майя Петровна. Несмотря на то, что почти у 
половины  учащихся   плохое  зрение,   офтальмологический  кабинет 
имеется только  в одной  московской школе.  Правда, детских  садов 
этого профиля  в столице  уже достаточно.  Есть  уже  и  УВК,  что 
говорит в  принципе о  том, что  в системе образования проникаются 
проблемой.  Хотелось   бы,  чтобы  скорее  подключилось  к  ней  и 
медицинское ведомство.