"Московская правда" 26 октября 1995 г. Ольга ЮКЕЛИС А ПОЧЕМУ БЫ НЕ СМОТРЕТЬ НА ПОТОЛОК? В здоровом ребенке - здоровый дух Этот класс не похож на обычный школьный. Он меньше и уютнее. Все по-домашнему, разве что парты и доска.Ученики, самые что ни на есть настоящие, с усердием первоклашек склонились над тетрадками. Впрочем, это и есть первоклассники, учащиеся учебно- воспитательного комплекса N 1665, куда входят ясли, детсад и начальная школа. Начиная с 1980 года тогда еще обычное дошкольное учреждение стало специализированным для детей с нарушением зрения и является экспериментальной площадкой Института коррекционной педагогики. Эксперимент начинался непросто. Одной благородной идеи - оказывать эффективную медицинскую помощь детям на ранней стадии заболевания - оказалось мало. Нужны были квалифицированные кадры, педагогические и медицинские, аппаратура и, естественно, средства. Заведующая детсадом М.Ильина, обойдя впустую многие кабинеты влиятельных начальников, обратилась в Городское общество слепых. Они дали деньги, подсказали, какое оборудование закупить. В это же время Майя Петровна устанавливает связи с лабораторией Института коррекционной педагогики, специализирующейся на разработке методов обучения детей с дефектами зрения. Помощь, которую там оказали, сыграла важную роль в перепрофилировании сада. Систематические процедуры, в которых нуждаются маленькие пациенты, вызывают повышенную нервозность. Если они проводятся в поликлинике, то рядом всегда мама, которая пожалеет, приголубит. А здесь, в детском саду, кто поможет снять стресс? Многие дети способны справиться с ним сами, нужно только создать соответствующие условия - дать возможность ребенку побыть одному с любимой игрушкой. А кому-то действительно необходимо в этот момент внимание взрослого, сочувствие, улыбка. Изучить психологические особенности каждого ребенка, найти правильный подход, разработать систему занятий с детьми - это взяли на себя ученые института. В штате детсада появились офтальмолог, ортоптистки (глазные медсестры), психолог, тифлопедагог - специалист, владеющий методами обучения детей с нарушением зрения. Многое изменилось и в интерьере детского сада. Даже потолки приспособили для тренировки зрения - нанесли рисунки, схемы, позволяющие без усилий, в игре упражнять глаза. Кое-что пришлось переделать и в планировке помещений. В каждой группе появился свой процедурный кабинет с современным лазерным и компьютерным оборудованием. Три года назад детсад стал учебно-воспитательным комплексом. Здешние дети к начальной школе уже ничем не отличаются от своих сверстников: они пишут, читают, рисуют, считают. Естественно, программа полностью соответствует программе младших классов обычной школы. - В этом году у нас будет первый выпуск, - говорит М.Ильина. - Мы очень волнуемся за наших детей. Дело в том, что в средней школе увеличатся нагрузки, а такого, как у нас, тщательного лечения и наблюдения там уже не будет. И скорее всего занятия в обычной школе усугубят у детей проблемы со зрением. Я не сторонница специализированных школ. Но в обычной школе проводить профилактику детям с ослабленным зрением совершенно необходимо. Безусловно, права Майя Петровна. Несмотря на то, что почти у половины учащихся плохое зрение, офтальмологический кабинет имеется только в одной московской школе. Правда, детских садов этого профиля в столице уже достаточно. Есть уже и УВК, что говорит в принципе о том, что в системе образования проникаются проблемой. Хотелось бы, чтобы скорее подключилось к ней и медицинское ведомство.