"Московская правда" 
     10 октября 1995 г. 
      
     Елена ПРУТКОВА 
      
     ШКОЛЬНЫЙ ГРЕХ 
      
                        Жизнь по законам рынка 
      
     У  этого процесса  изначально был  и  на  веки  вечные  с  ним 
останется  серьезный врожденный  недостаток -  завтраки и  обеды  в 
школе  совершаются вне  глаз родителей.  То есть  с глаз  долой,  в 
сердце  - заноза:  что поел, поел ли вообще? Первая часть вопроса - 
что  поел? -  была более  актуальна в  застой и  перестройку. Когда 
общественность  и пресса  не  уставали  возмущаться,  жаловаться  и 
критиковать  за неедомые  детьми каши,  за  резиновые  котлеты,  за 
холодный  кофе, который  в школах  не пился  никогда, и  за  прочие 
грехи  школьной еды.  Сейчас на  первые роли  выходит вторая  часть 
вопроса  - поел  ли вообще?  Это  вовсе  не  значит,  что  качество 
школьных  завтраков и обедов стало делом третьестепенным, но дело в 
том,  что большую  опасность  представляет  исчезновение  из  жизни 
школьных обедов и завтраков вообще. 
     Раньше  учителя собирали  с родителей деньги, и каждый ребенок 
получал  на завтрак либо с отвращением кашу, либо с криком "Ура!" - 
сосиску  - это  называлось организованным  питанием, отвертеться от 
него  было возможно  только в  одном случае.  Если вы  приносили из 
поликлиники  справку, что  у вашего  ребенка  жуткие  нарушения  по 
части  желудочно-кишечного тракта, вас освобождали от "обязаловки". 
Но   обязательное  питание   возмущало  только   тех  родителей   и 
педагогов,  в чьих  школах столовая  работала отвратительно и после 
детей  оставались не  чистые тарелки,  а разбросанные  по столам  и 
полу  их недоеденное  содержимое. Давление  со стороны  родителей и 
педагогов   из  подобных   школ  закономерно   привело  к  рождению 
тенденции  свободного  выбора  за  завтрак  или  против  него.  Эта 
тенденция   подразумевала,  что  ребенок,  который  не  хочет  есть 
организованный  завтрак из нелюбимых и невкусных блюд, должен иметь 
право  купить за наличные то, что хочет: булку, бутерброд, пирожок, 
пирожное,  компот, чай.  Дальше -  больше, наступил  период  вообще 
бесплатного  питания, и  до конца  прошлого  учебного  года  те  из 
детей,  которые не хотели есть блюда школьной столовой, получали от 
государства  на руки  наличные деньги,  на которые они якобы должны 
были покупать буфетную продукцию. 
     В  нынешнем году  весь сентябрь  школьные столовые  не  знали, 
сколько  учеников они будут кормить бесплатно, под какое количество 
организованных   завтраков  настраивать   производство.   В   конце 
сентября    выяснилось,   что   государство   может   гарантировать 
бесплатный  завтрак из  расчета 2800  рублей и  бесплатный обед  на 
4200  только трети  учащимся, остальным - кормиться за свои деньги. 
Причем  персональных кандидатов  на соискание  бесплатного  питания 
должны  определять школы,  то есть  классный руководитель  вынужден 
сам решать, кто из его подопечных социально незащищенный. 
     В   результате  в   первые  недели  нового  учебного  года  от 
неразберихи  и неумения  кормить пятью  хлебами  тысячи  получалось 
следующее.  Учительница первоклашек  вела  в  столовую  на  завтрак 
треть  своего класса  - социально  незащищенных  и  из  многодетных 
семей.  А остальные  дети, что,  есть не хотят? Малышам было просто 
обидно  оттого, что других угощают "колечками", а их - нет. Но даже 
дай  им родители  наличные, кто  поможет рассчитаться  в толкучке у 
буфетной  стойки? Традиция  прежних сборов  денег на организованное 
питание  уже потеряна, и теперь педагогов не заставишь, как прежде, 
их собирать. 
     -   В  сентябре   родители  начальных   классов  просили  меня 
восстановить  организованные завтраки  для младших,  - рассказывает 
директор  школы N  112  Н.Кузнецова.  -  И  мы  стали  думать,  как 
распорядиться  выделенными средствами  с меньшим ущербом для детей. 
Что  делать - кормить бесплатными организованными завтраками только 
младшие  классы? Но  разве более старшие дети, у которых за день до 
8  уроков, не  хотят есть?  Да, наша  школа  расположена  в  центре 
Москвы,  но это  не значит,  что у нас учатся дети исключительно из 
обеспеченных  семей.  Ребят,  которых  бы  я  отнесла  к  категории 
социально  незащищенных, значительно  больше, чем  те 30 процентов, 
которые  нам определили. И как их разделить на тех, кто имеет право 
на  бесплатный завтрак,  и на  тех,  кто  нет?  По  согласованию  с 
управлением  образования Центрального  округа был  предпринят  шаг, 
который   я  считаю  правильным,  но  который  не  поддерживает  ни 
Департамент  образования, ни  Департамент потребительского  рынка и 
услуг   и  за  который  Л.Шабаеву,  директора  ГП  "Пресня",  нашей 
школьно-базовой  столовой, критикуют. А нам хотелось бы заступиться 
за  добросовестнейшего специалиста,  которого мы  знаем много лет и 
очень  ценим. Что  мы сделали?  Мы увеличили  количество завтраков, 
уменьшив  их стоимость,  и сейчас  кормим ими  всех детей  из  всех 
классов.  И у  нас каждый  ребенок получает  бутерброд  и  чай  или 
горячую "школьную" пиццу и чай. 
     Критику  в  адрес  подобного  шага  я  услышала  сразу  же  от 
представителей  обоих названных  департаментов.  Дело  в  том,  что 
разговор  с директором состоялся по случаю представления на примере 
столовой   этой  школы   методов  организации  питания  в  условиях 
недостаточного  выделения бюджетных  средств на бесплатные завтраки 
для  всех детей.  Начальник  отдела  Департамента  потребительского 
рынка  и услуг  Р.Хоркина  рекомендовала  собравшимся  такие  схемы 
организации  питания, как  экспресс-завтраки, торговля  за наличный 
расчет, обслуживание по талонам. 
     Но   больше  всего   вопросов  у   собравшихся  представителей 
окружных   управлений   образования,   директоров   школьно-базовых 
столовых  было по  поводу задержек  в перечислении  денег  школьно- 
базовым  столовым, которым  в  результате  нечем  рассчитываться  с 
поставщиками.  Спрашивали также о том, почему весь сентябрь школы и 
столовые не знали, как им кормить детей: бесплатно или нет. 
     Когда  же представители  обоих департаментов  жестко  заявили, 
что  увеличение количества  завтраков за  счет их  удешевления,  то 
есть    ухудшения   рациона,   определенного   по   физиологическим 
потребностям  детей, можно расценивать как финансовое нарушение, из 
зала раздались уверенные голоса в поддержку: 
     -   Вы  заботитесь   о  потере  калорийности  питания  для  30 
процентов  "бесплатников", а  то, что  остальные 70  вообще никаких 
калорий не получат, вас не беспокоит? 
     По   теории  следует  исходить  из  понятия  рациональности  и 
полноценности  питания, а  по жизни  - приходится  искать  выход  в 
состоянии  нищеты. Вернемся  к барной  стойке, столовой,  у которой 
состоялась  встреча. На  ней было  то, что  школьное питание долгие 
годы  ждало от  промышленности и  наконец получило  - соки в мелкой 
расфасовке,  колбаса и  сыр в  нарезке для  быстрого  приготовления 
бутербродов,  - законы  конкуренции заставили  промышленность  дать 
то,  что от нее безуспешно пытались добиться долгие годы. Но всякая 
ли  семья может  выделить ребенку  ежедневно  средства  на  покупку 
того, что ему приглянется? 
     Ведущий  специалист одного  из окружных управлений образования 
предложила:   "Угостили  бы   соком  собравшихся,   пить  хочется". 
"Покупайте",  - ответили  ей. "Я  не могу  себе такое позволить", - 
откровенно сказала она. 
     Себе  не позволишь,  но ребенку  последнюю тысячу отдашь - вот 
именно  тысячу, а  не две  и не три. У Елены Щ. двое детей учатся в 
разных   школах.  Сыну  повезло,  столовая  хорошая,  за  тысячу  с 
небольшим  он сытно  завтракает. В  школе дочери  - дорогой  буфет, 
булки  за 700 рублей не увидишь, яблоко и то 1 тысячу рублей стоит. 
Девочка   когда  позавтракает,   когда   -   нет.   Сколько   таких 
незавтракающих детей по всей Москве? 
     Невозможно   вогнать  в   30  процентов   всех  нуждающихся  в 
бесплатном  питании, говорили присутствовавшие на той встрече. Если 
исключить  тех, кто  еще в прошлом году брал вместо питания дотацию 
деньгами,  то всего  организованные  завтраки  получали  раньше  70 
процентов детей. 
     Дальше будет еще хуже, было откровенно заявлено в ответ. 
     -  Если в январе будет еще хуже, нам должны сообщить об этом в 
ноябре,  чтобы мы  могли подготовиться,  а не оказаться в ситуации, 
подобной  нынешнему сентябрю.  Когда трижды  в  течение  месяца  по 
звонку,  а не  по приказу  менялся порядок питания, как будто никто 
не  знал, что  1 сентября  дети пойдут  учиться, - говорит директор 
школы  N 1026  В.Гольдберг. Школа  эта расположена  в  Ново-Косине, 
1900 учащихся, 64 класса, учеба в две смены. 
     -  Питание ребенка  - проблема  не менее  актуальная, чем  его 
развитие  и воспитание,  - продолжает  директор. -  У нас  район  - 
сложный,  многие и  с утра приходят голодными в школу, другим детям 
обязательно  надо перекусить  в течение  дня, потому  что они после 
уроков  остаются на занятия в клубах по интересам. Для ребят второй 
смены  в лучшие  времена мы  пробили вместо завтраков обеды. Потому 
что  учащиеся второй  смены не  обедают дома,  их некому покормить, 
когда  родители на  работе, а  самим лень разогревать. Сейчас у нас 
осталось  только 400 завтраков вместо 1400 и 250 обедов вместо 500. 
Это  то, что  дает  государство.  Проводя  традиционные  встречи  с 
ребятами  в классах, мы с заместителями Е.Пунановой и В.Кондрашовым 
говорили  тем из  них, на  кого у государства денег не нашлось, что 
есть  три варианта. Либо получать экспресс-завтраки по талонам, они 
стоят  48 тысяч  в месяц. Талоны мы печатаем сами на ксероксе. Либо 
покупать  за наличные  булочку, сосиску  в тесте  и так далее. Либо 
приносить  завтрак из дома. Но варианта не есть ничего, говорили мы 
ребятам,  у вас нет, потому что иначе вы начнете быстро утомляться, 
болеть,  не успевать  в учебе.  Для третьего  варианта - завтрак из 
дома  - в  кабинетах выделили уголки, где можно поставить термосы и 
перекусить.  Старшеклассники такой  вариант не очень жалуют, потому 
что  один приносит  бутерброд с  ветчиной, а другой с ...картошкой. 
Наблюдая  за детьми,  я вижу,  что они постепенно преодолевают этот 
зажим. 
     -  Но идеальный  вариант -  горячие завтраки  для  всех,  и  в 
первую  очередь для  младшеклассников, - это организованное питание 
без  расчетов как  наличными деньгами,  так и талонами. Дети должны 
приходить  к столам,  на которых  их уже ждет еда, а не толкаться в 
очередях.  И школе  по силам  решить эту проблему - мы найдем среди 
родителей  спонсоров,  будем  использовать  оборудование  столовой, 
только  дайте нам  ясность, определите  позицию  государства.  Если 
средств  на питание  детей нет,  что само  по себе  крайне  обидно, 
определенно  и четко  заявите нам  об этом,  если дальше  будет еще 
хуже, то сообщите заранее, - заключил директор. 
     Идеология  - вещь  от школьного  питания далекая,  но  тем  не 
менее  определяющая концепции  его развития.  В условиях  идеологии 
бесконечного      улучшения     социализма     также     бесконечно 
совершенствовалось   школьное  питание.  Для  чего  разрабатывались 
соответствующие     программы,    определялись     узловые    точки 
капиталовложений. 
     Прежние   концепции  сейчас,   в  условиях  резкого  обнищания 
народа,  явно нежизнеспособны,  а к  новой обоим  правительствам  - 
Москвы  и России  - мешает  перейти боязнь  потери лица. Потому что 
новая  концепция должна  исходить из того, что ни у государства, ни 
у  родителей  денег  ни  на  горячие,  ни  на  холодные  ежедневные 
завтраки   нет.  Об   этом  надо  решиться  заявить  громогласно  и 
ориентировать  школы на  поиски спонсоров, на оборудование уголков, 
в    которых   можно   позавтракать   захваченным   из   дома,   на 
разворачивание   в  школьных   дворах  полевых   кухонь   МЧС   или 
иностранных  благотворительных организаций  (последнее -  пока  что 
грустная шутка). 
     В  четыре часа  ребенок возвращается  из школы: "Что ты ел?" - 
"Ничего".